Охота, часы для охотников, командирские часы
Поиск по сайту
Рассылка новостей
Календарь клева рыбы март 2017, календарь рыболова март 2017, лунный календарь рыболова март 2017
Весенняя охота 2017, охота на гуся 2017, охота на утку, чучела
Грибы, где собирать грибы, когда собирать грибы, календарь грибника
25.11Охота на медведя с рогатиной: Как охотились на медведя и праздновали медвежьи свадьбы на Руси
Сто лет назад центральная площадь Петрозаводска просто кишела медведями. В городской газете мелькали объявления «Желаю купить несколько медвежьих берлог не далее 150 верст от Петрозаводска», или тревожные призывы охотникам расправиться с медведем, травящим овес в черте города. В карельской деревне не все знали слово «медведь». Его обычно звали просто, но уважительно: «он», «хозяин», «зверь». Считалось, что медведь – это человек, когда-то превращенный волшебным образом в зверя. Однако вера в родство не мешала людям охотиться на медведя. Как охотились на медведя на Руси.

Как охотились на медведя и праздновали медвежьи свадьбы на Руси

Охота на медведя, медведь, медведи Карелии, охота на медведя на берлоге, охота на медведя с рогатиной, охота на медведя на овсах, охота на медведя в древности, медвежья свадьба, ритуал охоты на медведя, как охотились на медведя на Руси, народные верования о медведе
В музее протекла крыша, и вода подпортила чучело одного из двух медвежат. А это, надо сказать, очень почтенный медвежонок: ему уже стукнуло 140 лет, и вместе со своим братцем они старейшие медвежата в наших краях. Поселились они на Круглой площади еще в 1870-х годах, в основанном при губернаторском доме музее.
 
А у самого губернатора был вот такой медведь, из лап которого гости угощались напитками разного свойства. Слева учело медведя, добытого в 1877 году в Каргопольских лесах, и принадлежащее Олонецкому губернатору Г.Г. Григорьеву.
 

Медведи Карелии и народные верования о медведе

Итак, сто лет назад центральная площадь Петрозаводска просто кишела медведями. В городской газете мелькали объявления «Желаю купить несколько медвежьих берлог не далее 150 верст от Петрозаводска», или тревожные призывы охотникам расправиться с медведем, травящим овес в черте города.

Можно было бы сказать, что страсть русского человека к медведям более чем закономерна. Но нет, эта древняя тяга к животному-тотему свойственна многим жителям Евразии и Америки. Везде, где водится этот самый грозный и опасный земноводный хищник, его почитали с древних пор. Но сегодня мы поговорим о карельском медведе, и не о том, что застыл на гербе республики, а о тех, что шуршали малинниками в этих местах в прошедшие столетия.

Медведи были те же, а вот отношение к ним у людей совершенно иное. Начнем с того, что в карельской деревне не все знали слово «медведь». Его обычно звали просто, но уважительно: «он», «хозяин», «зверь» («звирь»), еще «овсяник». В заклинаниях его называли «сын тети» - это хороший пример того, что местное население было твердо убеждено в родственных связях человечества с медведем. Считалось, что медведь – это человек, когда-то превращенный волшебным образом в зверя. Поэтому-то медведь никогда не нападал на человека сам, лишь из мести за причиненное ему неудовольствие или в качестве наказания за грех, совершенный человеком. Даже гибель коровы от лап медведя объяснялась тем, что «Бог позволил».

Уверяли, что частенько под снятой медвежьей шкурой находили кушак, опоясывающий тушу, а то и остатки одежды и украшений. Родственные связи были причиной, по которой не употребляли в пищу медвежье мясо. Зато успешно сбывали в город шкуру, медвежьи окорока и лапы, а себе оставляли целебный жир. Очевидно, что вера в родство не мешала людям охотиться на медведя, и среди охотников были те, кто занимался исключительно охотой на «зверя».
 
Охота на медведя, медведь, медведи Карелии, охота на медведя на берлоге, охота на медведя с рогатиной, охота на медведя на овсах, охота на медведя в древности, медвежья свадьба, ритуал охоты на медведя, как охотились на медведя на Руси, народные верования о медведе
 

Охота на медведя на Руси

В древности охота на медведя представлял собой целый ритуал, сложный и долгий. Мы знаем о нем из песен-заклинаний, записанных исследователями еще в 18-19 веках, когда он уже исчезал из деревенского обихода.

На охоту на медведя отправлялись весной, когда медведь от спячки терял 2/3 былой силы. Тот, кто нашел берлогу, устраивал трапезу для охотников, которые собирались с ним на охоту. Перед самой охотой мужчины мылись в бане, им было предписано половое воздержание. Скатерть со стола брали с собой в лес и там, на импровизированном помосте, продолжали трапезу. Не стоит думать, что охотники любили покушать: любой пир был призван снизить опасность охоты, магически воздействовать на нее.

Женщинам запрещалось принимать участие в праздниках, связанных с жертвоприношениями. Но, неся в деревню тушу убитого медведя, привязанную за лапы к шесту, мужчины пели песни, в которых обращались к женам:

Вымыты ли скамьи уже,
Подметены ли полы,
Прибывающему издалека гостю?

Охота на медведя, медведь, медведи Карелии, охота на медведя на берлоге, охота на медведя с рогатиной, охота на медведя на овсах, охота на медведя в древности, медвежья свадьба, ритуал охоты на медведя, как охотились на медведя на Руси, народные верования о медведе
Убитый медведь. 1903 г. Кемский уезд, Архангельская губерния. Фотография из книги «Kainuun historia»

При этом люди, со свойственным им не желанием быть в чем-то виноватыми, оправдывались, таща убитого «родственника»:

Дал нам лес медовую лапу!
Не ловил я его с ружьем,
И не гнался и не стрелял:
Сам споткнулся он с коряги,
Сам скатился с дуги.


В избе уже снятую медвежью шкуру опускали на лавку, потом расстилали на столе. С медведем могли даже здороваться за лапу. После этой торжественной встречи назначали день праздника, который в переводе на русский назывался «праздник головы, или свадьба». Эта «медвежья свадьба» была симбиозом пира, свадьбы и похорон.
 

Медвежья свадьба

Под пение слов «Прочь, парни, из сеней, девушки от дверных косяков, при входе хорошего в избу, вступлении святого в жилище», голова медведя, как вместилище его души, занимала почетное место в верхней части стола, где обычно сидел хозяин, в красном углу. Среди гостей выбирали «жениха» и «невесту», которые садились подле головы.

Чаша с головой обходила весь стол под пение песен. В 17 веке мужчины пили пиво из медвежьего черепа и рычали как медведи, добывая дополнительную удачу себе на охоте.

Зубы из черепа раздавались охотникам, а на утро останки медведя-гостя относили в лес: череп вешали на ель или сосну, а кости зарывали в корнях дерева.

Таким образом, медведь возвращался к дереву-прародителю, а люди, выпив пива, молча шли домой.
 

Практический подход к охоте на медведя


К началу 20 века медвежья свадьба почти исчезла: стал преобладать практический подход к добыче медведя. В Петрозаводском уезде особой статьей дохода крестьян-охотников была продажа городским охотникам мест залегания медведей на спячку и помощь в охоте на медведя в берлоге.
  • Охота на медведя на берлоге

Часто использовался самый древний и опасный способ - охота на медведя с рогатиной, когда охотник-смельчак вступал в почти рукопашную схватку с животным. Конечно, чаще ходили несколько охотников вместе. Рогатиной, копьем с железным наконечником, которую засовывали в берлогу, тревожили медведя. Охотники старались выстрелить в тот момент, когда голова хищника появлялась наружу. Если выстрелы были неудачными, один из охотников удерживал зверя рогатиной (либо лайка отвлекала медведя), пока другие перезаряжали ружья.
  • Охота на медведя с рогатиной

На фотографии ниже можно видеть наконечник рогатины, которая принадлежала шокшинскому медвежатнику П.А. Коновалову, убившему ею за одну зиму 22 медведя. Он служил шкипером у одного петрозаводского купца, но летом занимался тем, что в 1870-х годах продавал берлоги купцам из Питера.
Охота на медведя, медведь, медведи Карелии, охота на медведя на берлоге, охота на медведя с рогатиной, охота на медведя на овсах, охота на медведя в древности, медвежья свадьба, ритуал охоты на медведя, как охотились на медведя на Руси, народные верования о медведе
Рогатина и наконечник рогатины. Олонецкая губерния. XIX в.

Охотились на медведя и с одной рогатиной, что требовало большого мужества, ловкости и силы.
 
Охота на медведя, медведь, медведи Карелии, охота на медведя на берлоге, охота на медведя с рогатиной, охота на медведя на овсах, охота на медведя в древности, медвежья свадьба, ритуал охоты на медведя, как охотились на медведя на Руси, народные верования о медведе
Охота с рогатиной. Иллюстрация из издания «Живописная Россия», том 1. 1881 год
  • Охота на медведя ловушками

Использовали древние ловушки, которые требовали почти инженерных познаний. Ловушка «щемица» делалась всего из четырех бревен и жерди, но так зажимала лапу попавшемуся медведю, что он не мог выбраться.
 
Охота на медведя, медведь, медведи Карелии, охота на медведя на берлоге, охота на медведя с рогатиной, охота на медведя на овсах, охота на медведя в древности, медвежья свадьба, ритуал охоты на медведя, как охотились на медведя на Руси, народные верования о медведе
Ловушка на медведя. Автор К.И. Инха. 1894 год
  • Охота на медведя на овсах

Философское смирение перед наказанием за грехи в виде задранной коровы было свойственно не всем. Если медведь начинал систематически нападать на скот летом или уничтожал овес на полях, на него начинали охоту.

Охота на медведя «на овсах» была опасна, так как стреляли из-за укрытия в виде обычного забора. Безопаснее было караулить зверя с помоста – лаваса, который сооружался на деревьях поблизости от приманки - задранной зверем скотины.
  • Охота на медведя с водкой

Иногда люди прибегали к особо изощренным методам, видимо, будучи не в силах справиться с широтой своей человеческой души. Вот как описывает карельский этнограф К. Логинов «месть» космозерских крестьян медведю: по приговору схода для медведя, задравшего за лето двух и более коров, покупалось ведро водки, которое вкапывалось рядом с мертвой тушей коровы. Медведь, поев мяса, пил водку и засыпал, после чего на шею ему надевался сыромятный ремень со звонким медным колокольчиком. Зверь, проснувшись, не находил себе покоя и погибал на 4-5 сутки… Как видно, у этих людей уважение к древнему тотему совершенно истощилось на почве материальных убытков.

Медведя боялись, но и отмечали его удивительный ум и ловкость. Лишь вооруженный человек мог ощущать себя рядом с ним в относительной безопасности. Мне же, чем дольше живу, иногда кажется, саму мысль о том, что такой мощный зверь был в родстве с людьми, можно расценивать как комплимент последним.
 
Е.Логвиненко, фото из Национального музея Карелии
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Теги материала
Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Комплексы Экстремального Выживания на основе арчери-рогаток стреляющих стрелами
Календарь ягодника, сбор ягод, когда собирать ягоды
Первая помощь, экстренная помощь, как оказать первую помощь