Андрей Шалыгин: Сегодня Всемирное Арчери-Шоу в Нэшвиле работало последний день, поэтому заключительный обзор мне придется сделать комплексным, и если уж я уже кратко пробежался по лукам и арбалетам, только слегка затронув аксессуары, то логично, если если сейчас пойдет речь об аксессуарах. Но так как на самом деле в арчери, как и в любом другом маркетинге, короля играет свита (а король не редко - голый), то параллельно я хотел бы затронуть и вопрос о персонале.
Предыдущие части обзора об АТА-2014 можно посмотреть по данным ссылкам:
Когда смотришь на вот такие корпоративные снимки, то сразу понимаешь, что если на снимке стоит масса совсем не равнодушных людей, пришедших сюда зачастую далеко не всегда за зарплату, но и даже если за нее, то можно представить что она тоже берется не из воздуха.
Кто-то на рынке взлетает, кто-то падает, часть названий я бы уже и вообще списал со счетов, но в целом отрасль показывает нешуточный рост и в этом росте совершенно очевидно рождаются все новые игроки стоящие на ногах не хуже мегаизвестных брендов.
Поэтому, даже если мы возьмем не мегалидера отрасли, компанию EASTON, а вторую по известности - CARBON EXPRESS (представитель обеих в России - ИНТЕРЛОПЕР), то сразу понимаешь, что за практически безликим для российского лучника понятием "стрела" кроется целая отрасль, где разновидностей этих стрел сотни, а их влияние на результат огромно. И если только на эту палочку карбона или дерева или алюминия работает столько людей, из которых на Выставку пришла только мизерная часть, и все они с воодушевлением воспринимают успехи и новации компании на рынке, то сразу становится понятно - даже с учетом тотального доминирования Истон, емкость рынка такова, что гигант Карбо Экспресс чувствует себя в нише достаточно свободно - просто введена одна ТОП-модель Максима Рэд, - а какое шоу из этого сделано.
Персонал делает многое, если не все. И это все базируется не на безликой массе, а на личностях. Если отрабатывать номер, то можно завалить даже безусловный ТОП. Bowhunter Planet - BEAR ARCHERY (эксклюзивный представитель в России ИНТЕРЛОПЕР) AGENDA-6 запощен специалистами BHP на Ю-Туб как MOTIVE-6, и результат не спасает ни униформа, ни ТОП-брендовый лук, ни суперсайт, ни анимированная компьютерная графика во вводке - просмотров ролика нет, хотя это, безусловно, Агенда - лучший охотничий лук в Мире лучной компании №1. Да и кто его представляет - тоже никто не представляет.
Это AGENDA, а не MOTIVE, не верь глазам своим
При этом Медведи отличаются консервативностью и упрямым нежеланием захватывать рынок - они довольствуются образом основателя Фрэда Бэра, и если даже к ним приходят сами по себе засвидетельствовать почтение Pigman, David Blanton and Miss Kansas Theresa Vail - они снимают их вовсе не на фоне своего стенда, а в обратную сторону. Медведи считают, что их продукция говорит за себя сама в руках настоящего охотника. Ну что же - логично. Не каждый может себе это позволить.
Однако, качество представления во многих случаях традиционно приносится в жертву количеству. И если какой-то производитель не идет на это, например, как BEAR ARCHERY, который вообще предпочитает никаких шоу не устраивать, то другие производители не упускают любой шанс, например HOYT. Кто бы и когда не подошел - он получит официальный комментарий у того кто в данный момент находится на месте. Может быть именно поэтому у Хойта максимальные продажи при двойной цене?
2014 ATA SHOW - HOYT ARCHERY
Если взять всемирноизвестный кобрэндинг T.R.U. BALL (представитель в России ИНТЕРЛОПЕР) и AXCEL, то это получится неплохая связка лучных релизов и прицелов. Казалось бы - имеющий непосредственное отношение к BEAR ARCHERY T.R.U. BALL должен был бы кооперироваться с Trophy Ridge (официальный представитель в России ИНТЕРЛОПЕР), принадлежащей Медведям, однако, тогда конкурентная продукция могла бы не выжить, а теперь у Медведей что ни фирма, пусть и в кооперации с другими, но - ТОП-бренд сам по себе.
И кобрендинг в совокупности с персональной работой с дилерами и представителями по регионам, дает колоссальные результаты - некоторые релизы Тру Болл стоят как отдельные луки, и все равно люди их не просто покупают, но на совместном стенде компаний народу - не протолкнуться, от толстеньких мальчиков до почтенных старцев в креслах-каталках - они все стреляют с релизами Тру Болл. Бренд добился высочайшей лояльности благодаря высочайшему качеству продукции. А вот у этого бренда персонала совсем немного, а прибыль огромна.
Если мы возьмем простафферов, то по той пословице "молодцу все к лицу", - вы
Кэмерону Хэйнсу какой лук не дайте в руки, он все равно за 160 метров будет в десятку попадать, непринужденно болтая на камеру. При этом, чтобы узнать Hunting Gear by Cam Hanes, боухантеры будут изучать материал где он опубликован - часами. Дадите Вы Кэму Хойт Спайдер, или Хойт Карбон Спайдер (два совершенно разных лука), - результаты Кэма останутся все такими же, и под него Хойт будет делать персональные луки на 90 фунтов.
Да, Хэйнс - Лучший (сколько бы там книг по числу не написали остальные), и все-таки, если это не рассказ об охоте, то о самом Спайдере у Хойта будет рассказывать Кип Кэмпбэлл, и за ним будет стоять гигантская аудитория слушателей и телезрителей, а также спортсменов и боухантеров.
2014 Hoyt Carbon Spyder Review with Kip Campbell
В тоже самое время о спортивном Хойт Фристайл должен рассказать представитель легендарной Лиги Боухантеров, - он одним свои авторитетом способен пробить любого пользователя на доверие к новой модели. Кэмерон слишком брутален и неальтернативно смертелен с каким бы оружием он не пошел в лес, Кэмпбелл технический гуманитарий и доступен для убеждения в альтернативностях, а вот если нужно аргументировать авторитетом - для этого есть Джордж Райлс.
2014 Hoyt Freestyle Review with George Ryals
У Боутеха такого выбора нет, - он отправляет в бой своих карбоновых рыцарей снова и снова в том же составе - Джим Шокей в роли Капитана Америка (аналог Кэмерона Хэйнса) и приглашенные эксперты. Но ни мегамастер Шокей, ни его красавица-дочка вытянуть Боутехи в одиночку не могут (да и охотятся они не только с луками, как и Мелисса Бэкман), а спортивными успехами, как и командой (как и самими луками) Боутехи похвастать не могут...
И дело пытается спасти Джордж Стюарт, приглашенный для воссоздания престарелого личика Карбонового Рыцаря тоже уже устаревшим личиком Темного Рыцаря Бэтмэна. К лукам, впрочем, совершенно никакого отношения он не имеет, да и подростковый фильм, как и подростковые луки особым успехом среди простафферов не пользуются (Шоккеям как и Хэйнсу все равно чем и кого валить - они профессионалы, им что ни дай - все ладно).
Если технологии и новации производить простой перестановкой мест слагаемых, прилаживая старую карбоновую рукоятку к старым блокам методом комбинаторики, а названия поэтому и производить от сложения запчастей Карбон+Овердро, то в результате если даже это и будет весить чуть больше трех фунтов, то самые огромные в сегменте вибрации - никуда не подевать.
Поэтому Bowtech приходится организовывать совместную атаку на аудиторию, собирая все силы в одно время в одном месте и нанося первый удар, закупая вводное слово и первую презентацию, памятуя правило - запоминается первое и последнее. Ну, в общем, стратегия правильная, но на местах луки говорят сами за себя стрелами, а люди могут говорить только слова. ...
Если еще и сравнить слова Bowtech и PSE, то так и останется непонятным - кто же из них разработал самый быстрый лук в мире, Боутех с 360 fps или PSE c 370 fps. По цифрам, вроде бы ПСЕ даже и больше гораздо анонсировали, а не только 370 ... Словами стрелять дело не хитрое.
2014 ATA Show: Bowtech 2014 Bow Release - Carbon Overdrive & RPM 360
Впрочем, если взять в руки рекламные бумажки, которые производители готовили долго и тщательно, то у Боутеха что-то все останется совсем несерьезно, так как кроме четы Шокей, там все остальное в сухом остатке будет очень слабо и никакого существенного простаффа мы там не обнаружим, как и фактического материала.
Что касается PSE, то тут мы обнаружим совсем другой подход - ПСЕ решило не нанимать именитых простафферов и не покупать типазвезд Голливуда из Бэтмэна, они решили ориентироваться на лояльного массового охотника. Все, кто хоть что-то, хоть когда-то добыл при помощи луков PSE, имели возможность прислать производителю свое фото, которое ПСЕ напечатал на огромных листах и пригласил всех приславших снимки на выставку. Авторы снимков расписывались на своих снимках перед трейлером ПСЕ, тем самым создав свое отдельное шоу. И впоследствии PSE ARCHERY и будет оперировать именно этими портфолио как рекламным материалом на сайте и в каталогах.
Таким образом PSE создает себе народную марку. И эта технология продвижения работает и в России и в Перу и в Прибалтике. В каждой стране они повторяют один и тот же фокус и он везде срабатывает. При этом совершенно не важно, что луки PSE при этом одни из самых некачественных, с фантастическими цифрами в описаниях, которых никто зарегистрировать не может на практике.
Но этот фокус с лояльной аудиторией повторяют и многие другие фирмы, например, вот вам точно такая же картина на стенде Сцент Блокера, - расчет на то что вы можете стать народной маркой при наличии хотя бы 50 - 100 реальных пользователей - вполне оправдан. Это все будут реальные люди и реальные фото, а ваши затраты минимальны.
Конечно, можно пойти по совсем другому, привычному пути, и нанять профессионалов. По данному поводу в развитой нише боухантинга даже существуют свои рейтинги успешности профессионалов и создать свою телекомпанию простафферов мечтают даже сразу несколько мечтателей и в России. Однако, в Америке есть даже альтернативные рейтинги профессиональных обозревателей. Причем рейтингуются и награждаются они тоже в рамках Выставки. Здесь есть и лучший журнал и ТВ-Шоу и Писатель и Видеосюжет ... При этом мы тут не видим саморазрекламированных BHP & BHNet
Впрочем, в таких подведениях итогов есть даже не просто лучший писатель, но и своеобразный рейтинг лучших статей за год, в том числе и новых, как и рейтинг обзоров ... развитый бизнес составления рейтингов и обзоров, можно только позавидовать отрасли.
С другой стороны, есть такие фирмы, которые вообще обходятся каким-то умопомрачительно малым контингентом, при этом имея на рынке существенную долю продукции.
В качестве примера можно привести AMS-Bowfishing (представитель в России ИНТЕРЛОПЕР), компания имеет прямое отношение к Медведям, и поэтому сдержаная рекламна позиция вполне оправдана корпоративными традициями. Фирма, доля которой на рынке снаряжения для боуфишинга оценивается как 25-30% имеет в качестве основных простафферов и действующих лиц - одного большого парня и одного очень маленького (карликами их там называть не принято), а также беспородную собачку не на зарплате, а на довольствии. ... Правда к этому стоит добавить и целый батальон добровольных девушек в бикини.
В принципе, товар от AMS Bowfishing достаточно хорошо известен благодаря постоянным телешоу и массовой работе компании с подростками и детьми, а так как на этом рынке существует только два серьезных конкурента АМС и Маззи, то и нужды особенной в дополнительной рекламе у компании не было.
2014 ATA Show: AMS Bowfishing 2014 Swamp Thing Bow
2014 ATA Show: AMS Bowfishing Points
Но так как сейчас Винчестер выпустил целый самостоятельный лук для боуфишинга в комплекте со всем функционалом, то компании придется потесниться, хотя она работает в бюджетном сегменте и большие потери ей не грозят, так как прыгающий карп в Америке в ближайшее время вымирать не собирается.
Манта-Рэй, конкурент АМС-Боуфишинг, решил вообще ограничиться одними девушками в бикини в глянцевых журналах, и тоже решает свои проблемы таким вполне логичным способом. Все с удовольствием разбирают рекламные журналы Манты и складывают их на ресепшн для развлечения ожидающих посетителей. Манта того и дожидалась. Тоже вариант продвижения продукции.
Вообще, идея с большой массой блондинок по аналогии с командами поддержки на бейсбольных, волейбольных и других матчах, - это опробированный ход для продвижения какого угодно шоу. Да и сами по себе дамские клубы будут вполне стабильным и популярным образованием, как, например, Пройс или Экстремальные Хантрессы, или еще что-то аналогичное, а их в боухантинге десятки.
Таким образом продвигается продукция, которая по идее вообще никакого распространения вроде бы не должна иметь. В тоже самое время, отдельная продукция, продвижению которой до определенного времени вообще не придавалось должного внимания, - не смотря на приличные характеристики должного места на рынке пока еще не получила. Возможно сами производители еще не знают что же такое они создали.
Мы, например, привыкли к великолепным охотничьим наконечникам G5 (представитель в России ИНТЕРЛОПЕР), но в России совсем не известны охотничьи луки PRIME, - луки с двойными соосными блоками и неламельными моноплечами. Да, деталей в таких луках вдвое больше чем в обычных, но такая конструкция имеет очень высокую стабильность срабатывания, очень низкие выбрации и очень высокую живучесть. Кто-то бы и продвинул, да изготовитель такое ощущение что просто ждет, когда его продукция сама по себе рынок завоюет. При этом можно себе представить сколько средств вложено в такое производство.
С другой стороны NAP, торгует всякими разными мелочами, но каждая из них рекламируется как революция, а вариантам оформления просто нет числа. Нет, фонарь-стабилизатор всех возможных цветов - дело интересное и полезное, как и стабилизатор-видеокамера, но сами стабилизаторы и киверы по мне через чур экзотичны, даже если их ставить на Мэтьюсы и Боутехи.
2014 ATA Show: NAP Predator Light
Нет, ну можно же даже обычный 4-х лезвийный наконечник сделать просто и в тоже время инновационно, как, например MUZZY PHANTOM (представитель в России - ИНТЕРЛОПЕР), и логика будет и целесообразность и объяснения вменяемые, так как первичное проникновение такой наконечник осуществляет легко, как двухлезвийный, да и конструкция не монолитная как у обычных 4-х лезвийных, а потому дешевая.