Соколиная охота – царская, псовая – барская
10 сентября 2014 г. в 14.00 в Ульяновском областном краеведческом музее им. И.А. Гончарова (бульвар Новый Венец, 3/4) в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Года культуры в Российской Федерации состоялось торжественное открытие выставки из Государственного Дарвиновского музея (г. Москва) «Соколиная охота – царская, псовая – барская».
Комаров А.Н. Охота на лису с беркутом
Выставка рассказывает об искусстве охоты с ловчими птицами и борзыми собаками – любимой забаве на Руси, которая в царские времена зачастую превращалась в настоящее театрализованное действие с пышными нарядами, торжественными выездами, особыми традициями.
Произведения живописи, графики и скульптуры из фондов Государственного Дарвиновского музея на выставке будут дополнены сопутствующими охоте предметами и материалами из фондов Ульяновского областного краеведческого музея:
- охотничье оружие и снаряжение,
- предметы обмундирования охотника,
- материалы об известных симбирских охотниках (П.М. Мачеварианов, С.А. Бутурлин и др.),
- предметы из коллекции декоративно-прикладного искусства на тему охоты,
- чучела волка, медведя, лисы, охотничье-промысловых птиц,
- рога лесных копытных животных и многое другое.
А.Н. Комаров. Борзятник на лазу. Портрет С.В. Озерова. 1964 г, бумага, акварель
Уникальное сочетание живописи, графики, скульптуры с естественнонаучными экспонатами отличает Дарвиновский музей от всех музеев биологической направленности. Основатель и первый директор Дарвиновского музея Александр Федорович Котс называл свое детище «Третьяковкой в биологии». Он считал, что «только сочетание Науки и Искусства вносит в экспонатуру музея тот чарующий задушевный отклик жизни, передать который бессильно самое искусно сделанное чучело».
На выставке представлены живописные работы Василия Ватагина и Алексея Комарова, являющиеся классикой анималистического жанра, графика Натальи Родионовой, а также скульптуры Марины Островской и работы художника-керамиста Николая Абрамовича. Произведения этих известных людей хранятся во многих музеях и частных коллекциях России, Щвейцарии, Франции, Испании, США, Канады и других стран. Их дополнят работы кузоватовского резчика Семена Петровича Сорокина – резные медальоны, когда-то выставлявшиеся в охотничьем павильоне ВДНХ.
Выставка продолжит свою работу до 10 ноября 2014 г.
А.Н. Комаров. Голландский сокольник. 1945 г.
Справка:
Соколиная и псовая охоты зародились в глубокой древности, ещё до нашей эры. Появившись в Азии, со временем эти виды охот стали популярными в Западной Европе и на Руси. Изначально промысловые, со временем они превратились в особого рода зрелища и стали привилегией знати. Недаром на Руси ходила поговорка: «соколиная охота — царская, псовая — барская». Зачастую это были самые настоящие театрализованные действа: пышные наряды, торжественный выезд, определённый порядок следования. За долгое время существования у этих охот выработались особые правила поведения, язык, действующие лица.
С развитием ружейной охоты наблюдается постепенно угасание вначале соколиной, а потом и псовой охоты. В настоящее они переживают период возрождения и подъема. Благодаря экологичности по сравнению с ружейной охотой и несравнимо меньшему ущербу, наносимому природе, появляется все большее число их сторонников во всем мире.
Всё это — и красота хищных птиц и борзых собак; и сами охоты, тесно связанные с традициями, культурой, обычаями и нравами; и захватывающие дух пикирование сокола или скачка борзой — всегда привлекало художников-пейзажистов и анималистов.
Ранее на тему Соколиная охота: