Охота, рыбалка, активный отдых 2017
Поиск по сайту
Рассылка новостей
Календарь клева рыбы июнь 2017, календарь рыболова июнь 2017, лунный календарь рыболова июнь 2017
Весенняя охота 2017, охота на гуся 2017, охота на утку, чучела
Грибы, где собирать грибы, когда собирать грибы, календарь грибника
01.11О некоторых итогах Года экологии в России для охотничьих животных
Крокус решил сделать ребрендинг почти умершей выставки Охота-Рыбалка-Отдых, на которую перестали ходить даже ножевики, и в этом году мы увидим феерическое мероприятие в новом свете. Мероприятие, по заявлению Минприроды, являющееся ключевой межотраслевой экспозицией охотничье-рыболовной и спортивно-туристической индустрии, пройдет 2-5 ноября 2017 г. в Международном выставочном центре Крокус Экспо. С.Донской выступит на открытии стратегической сессии Индустрия охоты, рыболовства и активного отдыха – современное состояние и перспективы развития, а также примет участие в расширенном совещании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему Совершенствование законодательства Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
 

О некоторых итогах Года экологии в России для охотничьих животных

 

В свою завершающую стадию вошел 2017 год, объявленный Президентом Российской Федерации В. Путиным Годом экологии в России.


О некоторых итогах этого года можно говорить уже сегодня. Возможно, о них же планирует рассказать Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Донской на открытии стратегической сессии «Индустрия охоты, рыболовства и активного отдыха – современное состояние и перспективы развития», а также на расширенном совещании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», которые пройдут 3 ноября 2017 г. в рамках Международной выставки-форума «Индустрия охоты, рыбалки и активного отдыха» в Международном выставочном центре «Крокус Экспо».
 

Что нам расскажет министр Донской на ребрендинге выставки в Крокус ЭКСПО - Индустрия охоты рыболовства и активного отдыха

Однако следует ждать странного рассказа, учитывая тот факт, что охотничьих животных, «индустрию» охоты и охотничьего хозяйства даже не включили в план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации года экологии, утвержденный Правительством Российской Федерации от 02 июня 2016 г. № 1082-р.

Возможно, потому и не включили, что итоги весьма сомнительные… (прим ред. - да они и сами свои документы, простите херней называют, смотри по ссылке).

 

Единственное упоминание о деятельности Минприроды в 2016-2021 гг. по части охоты можно увидеть в соответствующем плане, утвержденном самим Министром 12 апреля 2017 г. № 0096/10 (в его текстовой части, так как никакой другой части в открытых данных нет).

Итак, в своей деятельности в период 2016 - 2021 годы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках реализации государственной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определены следующие цели и задачи.

Цель: обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем.

Задачи:

- увеличение численности охотничьих ресурсов до уровня экологической емкости среды их обитания, поддержание видового и генетического разнообразия животного мира на территории Российской Федерации, а также снижение нелегальной добычи охотничьих ресурсов;

- обеспечение доступности охоты для населения;

- повышение информационной и научной обеспеченности органов государственной власти для принятия решений в сфере охотничьего хозяйства;

- обеспечение заинтересованности осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также охотников в расширенном воспроизводстве и долгосрочном устойчивом использовании охотничьих ресурсов.

Надо отметить, что указанные цель и задачи совпадают с теми, которые предусмотрены в Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации (далее – Стратегия), за исключением разве что двух задач: сохранение и развитие традиционных видов охоты, а также сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – эти задачи Министерство перед собой не ставит.

Больше в этом документе ничего про охоту не значится, как минимум в его открытой текстовой части, а вот что есть в закрытой – известно только самому Министру.

И есть еще 1 плановый документ для Министерства – это План нормотворческой деятельности на 2017 год, в котором предусмотрено принятие трех законопроектов, направленных на реализацию Стратегии:

- в части совершенствования условий предоставления в пользование охотничьих ресурсов и гармонизации прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сохранению и устойчивому использованию охотничьих ресурсов,

- в части уточнения порядка регулирования численности охотничьих ресурсов, предусматривающего возможность их безотлагательного изъятия в целях предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания, в том числе в случае дорожно-транспортных происшествий с участием охотничьих ресурсов,

- в целях разработки и введения системы получения охотничьего билета по результатам обучения граждан и проверки их знания законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы охоты и сохранения охотничьих ресурсов, требований охотничьего минимума, в том числе требований техники безопасности при осуществлении охоты, а также основ биологии охотничьих ресурсов.

Кроме того, еще Министерство запланировало два приказика в этом году принять: «Об утверждении Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров и обследований охотничьих угодий» и «О внесении изменений в Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, утвержденные приказом Минприроды России от 7 декабря 2011 г. № 946» в целях совершенствования принципов распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между охотниками на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий в целях обеспечения доступности охоты для населения.
 

Министр Донской и дети, которыми он руководит

 

Что же из намеченного за этот год удалось сделать и удалось не сделать?


Из законодательных изменений.


Сразу следует сказать, что ни в 2017 году, ни ранее, начиная где-то с 2015 года из недр Минприроды и, как следствие, Правительства не вышло ни одного законопроекта, который дошел хотя бы до внесения в Государственную Думу.

Но зато Минприроды бодро присоединяется ко всем прошедшим за этот период законам, к которым не имеет никакого отношения, и рапортует о «своих» подвигах.

Так, одним из таких «достижений» стал Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 224-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с принятием которого, не прошло и трех лет, наконец-то было выполнено поручение Конституционного суда Российской Федерации о снятии неопределенности части 3 статьи 71 Закона об охоте о сроке, на который заключаются охотхозяйственные соглашения без аукциона на основании долгосрочных лицензий.

Правда, без подвоха тут не обошлось, доблестные поправки Правительства, подготовленные Минприроды, не только сняли неопределенность срока заключения ОХС обладателями долгосрочных лицензий, но и новеллу продвинули «при исполнении ими (долгосрочниками) условий таких лицензий» – предусмотрели механизм для отъема охотничьих угодий у «нерадивых» долгосрочников. Но почему-то сразу спрятались в кусты, как дело дошло до направления разъяснений в субъекты нашей большой страны о применении новых изменений в случаях, когда уже срок действия лицензии истек за время моратория и площадь охотничьих угодий превышает максимальную площадь, по началу действия которой тоже все сроки уже вышли. Может потому и тянули 2 года с решением этого вопроса, чтобы формально был повод перекроить всю страну. Зачем кому-то разъяснять, что этот вопрос вообще к делу не относится? Пущай, люди мучаются и судятся.
 

Акты Правительства Российской Федерации.


Через год реализован принятый 23 июня 2016 г. Федеральный закон № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» – утвержден Перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 1469-р), в который вошли аж три пункта:

1. Вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
2. Егерский кордон.
3. Охотничья база.

Что это правда за объекты, нигде в законодательстве у нас не говорится.

Еще есть технические изменения по проведению государственного охотничьего надзора, при котором теперь нужно обязательно использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов) – вошли в комплексное постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 762, которым подредактированы все аналогичные акты в рамках совершенствования системы государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц.


Нормативно-правовые акты Минприроды России.


Тут проделана огромная работа – 3 приказа!

2 из этих приказов можно назвать техническими:


- приказ Минприроды России от 13.07.2017 № 404 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований охотничьих угодий, а также порядка оформления результатов таких осмотров, обследований» – наконец-то реализовано соответствующее полномочие, спустя 2 года нормотворцам из Минприроды удалось написать более-менее нормальный приказ, устроивший Минюст и не содержащий в себе внутренних противоречий;

- приказ Минприроды России от 13.07.2017 № 405 «Об утверждении значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, на 2017 - 2019 годы» – принимается каждый год под бюджет.

А вот на одном из них следует остановиться отдельно.

Можно даже было бы и закрыть глаза на то, что в Год экологии Правительство сосредоточило свои усилия на других более важных сферах – без малого 250 мероприятий наметило. Но не все так просто, когда вникаешь в суть.
 

Итак, к чему, собственно говоря, все и велось с самого начала – кому из животных год экологии вышел боком?


С первых дней 2017 года был принят приказ Минприроды России от 11 января 2017 г. № 4 «О внесении изменений в Перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. № 491, и Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138», направивший свое регулирующее воздействие на кабана.

Приказом дополнен Перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2010 г. № 491, мероприятиями, предусматривающими:

- обеспечение максимального снижения численности охотничьих ресурсов при возникновении эпизоотий особо опасных болезней охотничьих ресурсов в той части охотничьих угодий, которые подвержены эпизоотии или находятся в угрожаемой зоне, на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о регулировании численности охотничьих ресурсов,

- обеспечение создания буферных зон, свободных от диких кабанов, шириной до 10 км вдоль государственной границы Российской Федерации и вокруг свиноводческих комплексов, имеющих III-IV компартмент, при угрозе возникновения и распространения африканской чумы свиней среди диких кабанов.

Вопрос один – куда смотрит Минюст России, регистрируя такие приказы?

Использованные формулировки «максимальное снижение численности», «части охотничьих угодий, которые подвержены эпизоотии или находятся в угрожаемой зоне», «зоны, свободные от диких кабанов», «угроза возникновения и распространения африканской чумы свиней» являются категориями оценочного характера, так как не содержат критериев для снижения численности, а также условий и оснований для принятия решений о «подверженности эпизоотии» охотничьих угодий или их «нахождении в угрожаемой зоне» либо «возникновении и распространении» АЧС среди диких кабанов.

Кроме того, абсолютно необоснованно создание буферных зон вокруг свиноводческих комплексов, имеющих III-IV компартмент, то есть высокий уровень биологической защиты, а вокруг свиноводческих комплексов, имеющих компартменты I и II – незащищенные или низкого уровня защиты, принятие таких мер не требуется.

В соответствии с положениями Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258 (далее – Правила), система компартментов применяется для целей обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации. Определение зоосанитарного статуса хозяйств (далее – компартментализация) производится на основе анализа рисков, связанных с распространением возбудителей заразных болезней животных, включая болезни, общие для человека и животных, и заразных болезней человека, для которого свиньи могут служить активным или пассивным переносчиком, и характеризует степень защищенности компартмента. Согласно пункту 4 Правил по результатам компартментализации хозяйство относится к следующим компартментам:

- Компартмент I - незащищенные от угроз хозяйства;
- Компартмент II - хозяйства низкого уровня защиты;
- Компартмент III - хозяйства среднего уровня защиты;
- Компартмент IV - хозяйства высокого уровня защиты.

В хозяйствах, отнесенных по результатам компартментализации к компартментам II, III и IV, запрещается выгул свиней за пределами территории хозяйств или даже вне животноводческих помещений хозяйств, проход и проезд посторонних лиц и транспорта, обеспечивается ограждение территории хозяйств способом, препятствующим проникновению диких животных, а также иные меры, предотвращающие возможность заноса сотрудниками, транспортом, дикими животными возбудителей заразных болезней животных.

Таким образом, под угрозой заражения и распространения АЧС могут находиться только хозяйства, имеющие компартмент I, и дикие кабаны, находящиеся рядом с такими хозяйства, так как в таких хозяйствах не приняты необходимые меры для предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных.

Плюс ко всему приказом вообще исключаются нормативы допустимого изъятия кабана, что не только не соответствует принципам сохранения биоразнообразия, но приведет к отсутствию условий и оснований принятия решений уполномоченными региональными органами при определении объема изъятия кабана, а также отсутствию порядка совершения таких действий в отношении кабана.

Отдельно необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пояснительной запиской к соответствующему проекту приказа он разработан во исполнение пункта 6 раздела I Плана действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 № 2048-р (далее – План), согласно которому Минприроды России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти следует внести в нормативные правовые акты в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов изменения в части обеспечения в буферной зоне вдоль государственной границы Российской Федерации и вокруг свиноводческих комплексов, имеющих высокий уровень биологической защиты, шириной до 10 км возможности изъятия до 100 процентов поголовья кабана в целях предупреждения распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.

Мало того, что такое поручение и последующее принятие и государственная регистрация такого приказа противоречат Конституции Российской Федерации, международной Конвенции о биологическом разнообразии, но направлена на создание экологической катастрофы, потому что депопуляция дикого кабана – «изъятие до 100 процентов поголовья кабана», даже только на территории отдельных охотничьих хозяйств угрожает потере биоразнообразия в Российской Федерации.

Депопуляция любого вида животных приведет к экологической катастрофе, необратимым последствиям для животного и растительного мира, в том числе к развитию не изученных и опасных для человека процессов в окружающей среде.

Также остается еще один маленький вопрос – как принятие такого приказа коррелирует с заявленной целью и задачами Минприроды по увеличению численности охотничьих ресурсов до уровня экологической емкости среды их обитания, поддержанию видового и генетического разнообразия животного мира на территории Российской Федерации?

Вот такие вот итоги деятельности Минприроды России в сфере охотничьего хозяйства в Год экологии в России. Не густо, зато как глобально, хотя бы как минимум один приказ из двух запланированных они ведь приняли! Или в оставшиеся два месяца 2017 года нам еще предстоит удивиться?

Предпосылки к этому есть, ведь на общественное обсуждение регулярно выкладываются проекты актов (законопроекты, проекты приказов), поражающие своей новизной.
 

«Из лучшего»:


Вместо разъяснений в регионы о заключении охотхозяйственных соглашений с теми обладателями долгосрочных лицензий, у которых площадь охот.угодий превышает установленную максимальную площадь, Департамент подготовил проект приказа об изменении этих установленных показателей площадей, как в большую, так и в меньшую стороны, при чем абсолютно ни чем необоснованных, то есть по не зависящим от продуктивности охотничьих угодий причинам.

Другой пример, проект изменений Правил охоты, направленных на истощительное использование охотничьих животных. Так, в условиях снижения численности копытных животных предлагалось расширение сроков охоты на них, при том, что в условиях сокращения численности кабана это приведет к увеличению воздействия охоты на другие виды копытных животных. Также необоснованно предлагалось расширение сроков весенней охоты на 50 % при сокращении численности водоплавающей и боровой дичи, а также расширение сроков охоты с собаками без применения оружия в период размножения охотничьих животных. В размещенном для общественного обсуждения проекте приказа исключались требования к характеристикам петель для отлова животных. Несмотря на, казалось бы, введенные ограничения применения петель для отлова волка на определенных территориях, в целом география их применения необоснованно расширяется по сравнению с действующей нормой Правил охоты. Также расширена география применения петель для отлова зайца-беляка, устанавливается возможность отлова петлями белой и тундряной куропаток без определения требований к ним, что, в свою очередь, не ограничивает применения петель для отлова копытных и пушных животных.

Таким образом, предлагаемые изменения в Правила охоты были направлены на сокращение численности основных видов охотничьих животных, что недопустимо, и особенно удивительно в Год экологии.

Еще одним примером, мягко говоря, «залоббированной» и даже коррупциогенной деятельности является проект приказа, предусматривающий исключение из Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, специально введенных в нее примеров, иллюстрирующих расчет размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам не в результате прямого уничтожения, в виду сложности расчетов размера такого вреда. Так исключены все примеры расчета размера вреда при нарушении или уничтожении среды их обитания, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей, а также расчет размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, вследствие локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов. Исключаемые примеры описывают случаи вреда, причиненного охотничьим ресурсам в связи со специфической хозяйственной деятельности при возведении линейных объектов (прокладке трубо-, газопроводов), автотранспортных магистралей, изъятием земель для промышленного или хозяйственного использования, в чем явно усматривается коррупционная составляющая.

Апогеем нормотворческой деятельности Департамента за последнее время является проект приказа, вообще противоречащий законодательству
. Так, в примерной форме охотхозяйственного соглашения предлагается наделить «субъектовые» органы полномочием по установлению порядка проведения внутрихозяйственного охотустройства и утверждения соответствующей схемы. Сразу необходимо отметить, что такого полномочия законом об охоте не предусмотрено. Кто был бы против, если бы они сделали соответствующий законопроект, потому что всем известно, что сейчас внутрихозяйственное охотустройство проводится абы как. Почему же так непрофессионально нужно решать этот вопрос?

Получается, что Департамент вообще свой основной закон не знают? Наверное, нет, потому что размещаемые проекты федеральных законов также оставляют только грустные и печальные чувства.

Примером является законопроект об обязательной сдаче охотминимума для получения охотничьего билета. Идея хорошая, правильная, предусмотрена Стратегией, но также явно залоббированная определенными заинтерессантами. Законопроектом ко всему прочему предусматривалась обязательность прохождения обучения знанию охотминимума, а сдавать экзамен нужно было каждые 10 лет при замене билета. Помимо этого, нормотворцы решили еще и всех имеющих охотничьи билеты охотников через 10 лет после вступления в силу соответствующего закона обязать пройти экзамен на знание охотминимума. Но это, правда, скорее всего, просто по некомпетентности, просто забыли, что нужно переходные положения с особым порядком к таким нововведениям предусматривать.

К сожалению, этот опус можно и дальше продолжать, но тогда станет совсем грустно и захочется только вместе с кабанами в буферную зону, чтобы не видеть весь этот Год экологии в России.

Настоящий Охотник
 
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Теги материала
Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Комплексы Экстремального Выживания на основе арчери-рогаток стреляющих стрелами
Календарь ягодника, сбор ягод, когда собирать ягоды
Первая помощь, экстренная помощь, как оказать первую помощь