Охота с луком и арбалетом в России, видео про охоту с луком и арбалетом в России, купить охотничий лук и арбалет в России, луки для охоты, арбалет для охоты купить
Поиск по сайту
Рассылка новостей
купить лук, купить арбалет, купить лук для охоты, купить арбалет для охоты, купить рогатку для охоты, набор для выживания
купить лук, купить арбалет, купить лук для охоты, купить арбалет для охоты, купить рогатку для охоты, набор для выживания
Грибы, где собирать грибы, когда собирать грибы, календарь грибника
26.01Святой Трифон - Окно в Небо: Храмы, Ордена, История

Вспоминая о Святом Трифоне и его переосвящении в Православии, мы, пробираясь через заросли вранья, наконец-то, подходим к фактической исторической составляющей памятования этого замечательного Святого мученика. По-праву считающегося московским святым. Ибо велика Его Заслуга пред престольным градом. Сегодня я расскажу Вам о некоторых Храмах и алтарях освященных в честь св.Трифона, а также об Ордене Святого Трифона.

Святой Трифон

Андрей Шалыгин: Надеюсь, что мы уже в достаточной степени выснили, что Иван Грозный совершенно никакого отношения к Святому Трифону не имел и иметь никак не мог. Родился Иван IV 25 августа 1530 года, а каменный Храм в честь Святого Трифона в Напрудной слободе заложен в 1492 году (при этом мы имеем все основания полагать, что до каменного храма в данном месте прежде всего была основана в честь знаменательного события - деревянная часовня, то есть и сама дата события, скорее всего, означена ранее 1492 года).

Так что никакого отношения Иван Грозный к истории с соколом Святого Трифона иметь не может. Тем более, если учесть, что ездить на соколиную охоту и повелевать найти улетевшего сокола он с младенчества не мог, а царем стал только в 1547 году. То, к тому времени как Иван стал царем Трифоновская церковь стояла уж не менее 55 лет.

Никаких бояр и посадских людей Патрикеевых в Москве не было. А вот княжеский род, названный на византийский манер "патрициями", то есть "Патрикеевыми" - был. Только Трифонов в их роду не было никаких. Но об этом чуть ниже.

Более того, - никакого двуглавого орла на кафтане некоего сокольника (по придуманной Алексеем Толстым истории - Трифона Патрикеева (именование собирательное и расшифровываемое в контексте самого текста Князя Серебряного как "Изнеженный Патриций", то есть "пресыщенная челядь")) быть и в помине не могло, потому как, даже если учесть, что повеление найти сокола относится к Великому Князю Ивану III, то самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России - великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его "меновую и отводную" грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле. То есть даже на стенах малевать орлов стали минимум через пять лет после истории с соколом, не говоря уже о кафтанах, которые могли появиться только после официального начала использования символики.

Вообще, на самом деле, по данному поводу давным-давно проведены исследования, которые нам совершенно строго говорят о том, что история с Чудом Святого Трифона относится, скорее всего, к куда более древним временам. Если кто не знает, то в княжение Василия I (1389–1425) соколиная охота приобрела такой размах и значение, что изображение конного сокольника с птицей в руке получило даже статус государственного герба Москвы; он чеканился на монетах.

Монеты Василия II Темного (1425–1462) тоже имеют изображение всадника с соколом в руке. Конный сокольник в правление Иоанна III (1462–1505) исчезает с московских монет, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Именно этот момент и стал основой для предположения о том, что может быть именно князья Патрикеевы могут иметь какое-то отношение к истории с соколом.

Учитывая выводы профессора С.В.Заграевского о строительстве храма в 1470–1480 гг., к этому времени следует отнести и чудо с соколом, давшее повод к возведению храма мч. Трифона в Напрудном.

Вы думаете самой Церкви нравится вся эта чехарда? Нет, конечно. Поэтому даже в современном облике ордена святого Трифона имеются визуальные изменения. В изображении ордена имеются "варианты". Сокольники говорят - это не сокол, а голубь... И Вы знаете, а они правы - это вовсе не сокол, а именно голубь. Именно поэтому о "плавно" из "темненького" стал "беленьким".

Нет, это не белый кречет как любят утверждать некоторые, - это некий "альтернативный вариант", - это тот самый БЕЛЫЙ ГОЛУБЬ, который ДУХ СВЯТОЙ.

Катехизальный Отдел РПЦ давно уж убедился, что во всей этой истории Благодати не много, и поэтому кречет превратился везде в белого голубя. Так что сокольники могут не сетовать на то, что иконописцы не умеют рисовать соколов. Умеют. Только это не сокол, а именно голубь. Вот и все.

 

Однако, вся эта свистопляска и другие "приключения Святого Трифона" сразу бледнеют перед историческими фактами и катехизальными изображениями, многие столетия украшающими стены московских храмов. Разумеется, я не о новоделах в архитектуре и не об академическом стиле и палехообразных рисунках народного творчества нынешних лет. Начнем, разумеется с храма в Напрудной слободе.

Недалеко от "Олимпийского" стоит небольшая скромная церковь Трифона в Напрудном(селе)/Напрудной (слободе). История и архитектура храма очень интересны: предположительно он построен в 1492; много раз перестраивался в 17-19 в.в., утратив средневековый облик (в 1890е также была возведена красивая, но несоразмерно большая колокольня с часами, снесённая в 1930е); после войны реставрировался с восстановлением "средневековых" форм.

Особенное московское почитание святого Трифона, который некоторое время наряду с Георгием Победоносцем был покровителем Москвы (что утрачено в памяти людской, но нисколько не меняет самого покровительства Святого Мученика Трифона), - оставило в московских храмах многочисленные следы.

Храм Клемента Папы Римского

Сегодня мне бы хотелось, в первую очередь отметить характерную черту внутреннего убранства московских храмов, посвященных Святому мученику Трифону. Начну я вовсе не с Храма в Напрудном, а с еще одного из древнейших храмов Москвы, - церкви Климента Папы Римского, что расположена около метро Третьяковской (Новокузнецкой) в Замоскворечье.

Известна церковь со Смутного времени, около 1636. Рядом построена церковь Знамения с Никольским приделом. Климентовский храм разобран в сер. XVIII в. В 1756-58 к Знаменской пристроены трапезная и колокольня, сохранившиеся доныне. В трапезной два придела: Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского (по которому исторически именуется храм) и Неопалимой купины. Главная Знаменская церковь разобрана в 1762, а к 1770 на средства купца К. М. Матвеева выстроено новое огромное здание, внутренняя отделка которого продолжалась до 1774. Главный престол в нём Преображения Господня. Приделы: боковые Знамения Божией Матери (левый) и Николая Чудотворца (правый), на хорах Рождества Богородицы (левый) и Вознесения Господня (правый). Барочный двухсветный пятикупольный четырехстолпный кубический храм с небольшой трапезной и трехъярусной колокольней. Закрыт, вероятно, в 1933. Решение о возвращении верующим принято в нач. 1990-х, но до настоящего времени основной храм использовался под книгохранилище РГБ. Регулярные богослужения в Знаменском приделе с 2005. Москва, ул. Пятницкая, 26/7 тел. 953-69-47.

Ну так вот, - одной из красивейших фресок Храма является как раз изображение Святого Мученика Трифона, которое свидетельствует о том, что в старейших и главнейших храмах столицы святой Трифон - покровитель охотников и рыболовов, почитался наряду с Архиепископом Мир Ликийских (если кто не понял - это Святитель Николай), - за особое заступничество в отношении москвичей.

Образ святого мученика Трифона в церкви Климента Папы Римского на Пятницкой, в Москве:

Москва. Церковь Климента, папы Римского. Фотография.

Фото Елена Филиппова

Москва. Церковь Климента, папы Римского. Фотография.

Храм в Напрудном

Возникновение первоначального храма овеяно легендой, по которой сокольник царя упустил на охоте любимую ловчую птицу государя, и не сносить бы ему головы, - да молился он св.Трифону и тот помог поутру найти пропажу. Результат - сооружение церкви, в которой была фреска с изображением св.Трифона на коне и с соколом/кречетом на руке (теперь она хранится в запасниках Третьяковки).

Служители храма, не без оснований, справедливо полагают, что восстановление данной фрески и возвращение ее на свое законное место (либо, хотя бы изготовление точной копии произведения древних мастеров), - явилось бы более разумным действием по воздвижению памятника святому мученику Трифону, нежели утвержденное Мосгордумой решение о воздвижении скульптурной конной композиции в виде святого с кречетом в руке.

Конная статуя не приведет к восстановлению Храма, который является единственным возможным, с точки зрения Православия, физическим памятником святому, который мог бы оказать влияние на духовность людей и оказать помощь в восстановлении его исторического особого почитания в Москве. В тоже самое время восстановление фрески существенно изменит внутренний облик Храма и повлияет на мироощущение прихожан, которые могли бы теперь приходить не в "голые стены", а как и положено в церковной традиции, -  "в Храме предстоящи, на Небесах себя стоящи мним".

Как зафиксировано в Каноне, - икона это окно в Небо. Посему храмовая фреска - есть вид Неба, возносящий молящегося к Чтимому. Отсюда - храмовая роспись имеет первостепенное значение в числе преоритетов восстановления храмов, утраченных в безвременье.

Именно "стояние под Небесами и ликом святым" фиксируется фреской, находящейся в Третьяковской галерее. А памятник, совершенно не характерный русской православной традиции, которая не приветствует "почитание истуканов", - имеет мало отношения к ортодоксальному пониманию Православия. Новомодное строительство памятников и их временная гигантомания представляются РПЦ веянием последних времен и не соответствует Канону.

Однако, деньги в бюджете заложены, и что в дальнейшем будет происходить с данным памятником пока представить сложно, так как нынче и Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских ваяет Зураб Церетели в странных, малопонятных, фантасмагорических чертах, коим, естественно, не находится места в самой России. И статуи начинают путешествовать по Миру, который в большинстве случаев, далеко не всегда, принимает эти очень странные формы, совершенно не религиозного содержания, с сомнительной художественной ценностью.

Вот и Храм Святого Трифона в своей истории проходил многочисленные перестроения, разрушался, восстанавливался, оставшись в нынешнем виде, по сути, только в виде притвора, стоящего на первичном фундаменте. И о его величии сегодня мы вожем судить только по немногочисленным фотографиям прошлого, да архитектурным исследованиям.

Церковь В-муч. Трифона въ Напрудной, 1882:
(вид после многочисленых перестроек, исказивших облик древнерусского храма)


Храм Святого Мученика Трифона в Напрудной слободе Москва


Высокая пышная колокольня с часами (1889-1895, арх. П.П.Зыков-младший):
(увы, сломана в 1932)





Реконструкция западного и южного фасадов:
(в 1947-1948 церковь отреставрирована арх. Л.А.Давидом - были открыты северный портал, кокошники над барабаном главы, остатки старой звонницы на юго-западном углу, старое узкое окно в алтаре и фреска с изображением св.Трифона на восточной стене алтаря)
Храм Святого Мученика Трифона


Перспективный вид крещатого свода:


Современный вид с юго-западной стороны:
Храм Святого Трифона в Напрудном


Андрей Шалыгин

По материалам russian-church.ru, school.edu.ru, temples.ru

Ну о Храме Святого мученика трифона в Напрудной более подробно я для начала приведу материал Натальи Горбачевой, как специалиста в данной области. А потом расскажу об ордене Святого Трифона

***

Храм святого мученика Трифона в Напрудном принадлежит к числу древнейших и особо чтимых храмов Москвы.

До сих пор среди исследователей нет единогласного мнения о времени постройки и мастерах-строителях этого уникального храма. Профессор С.В.Заграевский, сын знаменитого историка архитектуры и реставратора В.В.Кавельмахера, в своей книге приводит убедительные доводы в пользу предположения, что Трифоновская церковь возведена в 1470–1480 гг. Таким образом, храм является ровесником Кремлевских соборов…

Ныне храм мч. Трифона находится в черте Третьего кольца столицы: от него на троллейбусе по современному проспекту Мира, затем по Сретенке до Кремля всего 20 минут езды. В древности здесь шумели дубравы, среди которых уже при Московском великом князе Иоанне Даниловиче Калите существовало село (т.е. селение с церковью, названия которой не сохранилось) Напрудское, или Напрудное. В течение следующих двух столетий Напрудное, как великокняжеское владение, располагавшееся рядом со знаменитой дорогой на Троицкий Сергиев монастырь, особой статьей упоминалось в духовных завещаниях великих князей и переходило к наиболее важному из наследников. Около Напрудного находился Великий (до полукилометра в длину) пруд. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу.

С основанием храма мученика Трифона в Напрудном связано старинное московское предание. Некогда при одном из государей его сокольничий Патрикеев упустил любимого царского сокола и должен был заплатить головой, если не сыщет его в три дня. Несчастный пришел к Великому пруду, вблизи Сокольничьего леса, стал горячо молиться своему небесному покровителю св. мученику Трифону и при его помощи нашел здесь улетевшего сокола. На этом месте сокольничий и поставил обетную белокаменную церковь.

Доказательством истинности предания является изображение мученика Трифона на иконе в его московском храме именно таким, каким он явился сокольничему, – на белом коне с соколом на руке. Для подобного изображения, названного в народе «русской иконой» св. Трифона, нет мотивов ни в житии этого угодника, где сказано, что он пас домашнюю птицу, ни в церковных молитвословиях, которые почитают его защитником полей и огородов от вредных насекомых. Греческая иконография знает образ Трифона, запечатленного пешим и с крестом в руке.

В княжение Василия I (1389–1425) соколиная охота приобрела такой размах и значение, что изображение конного сокольника с птицей в руке получило даже статус государственного герба Москвы; он чеканился на монетах. Монеты Василия II Темного (1425–1462) тоже имеют изображение всадника с соколом в руке. Конный сокольник в правление Иоанна III (1462–1505) исчезает с московских монет, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Учитывая выводы профессора С.В.Заграевского о строительстве храма в 1470–1480 гг., к этому времени следует отнести и чудо с соколом, давшее повод к возведению храма мч. Трифона в Напрудном.

При патриархе Филарете (Романове), в 1625 г., храм значился в числе церквей, вносивших дань в Патриарший приказ. В 1680 г., при царе Феодоре Алексеевиче, ему принадлежало несколько десятин пахотной и сенокосной с лесом земли. При Петре Великом, в 1716 г., по сохранившемуся именному списку домовладельцев того времени в его приходе находилось около 50 обывательских дворов, из которых до десяти было знатных бояр.

Опустошительные пожары 1737, 1748 и 1753 гг. не миновали и Напрудную слободу. В 1792 г. спустили воду засоренного Великого пруда, служившего не только украшением, но и необходимым условием хозяйственной деятельности в этой местности. Местность совершенно обезлюдела во время эпидемии чумы 1771 года. Тогда для захоронения ее жертв открыли Лазаревское кладбище, а дома в округе сожгли. Церковь мч. Трифона долгое время оставалась без прихода. В конце концов духовенство стало ходатайствовать перед московским архиепископом о закрытии храма из-за отсутствия средств к существованию. Правящим архиереем в то время (1821–1826) был Филарет (Дроздов); будущий святитель вместо закрытия благословил строительство двух боковых приделов, провидя возрождение храма…

В 1800 г. в Москву приезжал архимандрит из Черногории Стефан Вукотич. Узнав об этом, се-ребряных дел мастер Трифон Добряков предложил за свой счет соорудить раку для находящихся в черногорском городе Которе мо¬щей мученика Трифона. Спустя время Петр Негош при¬слал Добрякову в благодарность за благодеяние три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 г. Добряков поднес эту святыню Александру I, а в 1819 г. она была передана в церковь Трифона в Напрудном и в дорогих ковчежцах вделана в икону св. Трифона с соколом в руке. Вскоре после этого храм стал центром прославившегося на всю Москву Трифоновского богомолья. Появились средства, и в 1825 г. уже был освящен южный придел во имя Николая чудотворца. Северный придел Филарета Милостивого впервые был освящен в 1861 г.

В 1889–1895 гг. почти все пристройки XIX в. разобрали, и по проекту архитектора П.П.Зыкова-младшего построили новую, с высокой колокольней и куполом церковь, вмещавшую три с половиной тысячи богомольцев; древний храм примыкал к ней с востока. Новый Никольский придел освятили в 1896 г., Филаретовский – в 1898 г. Самый большой колокол весил 560 пудов (9 тонн).

Трифоновская церковь, в итоге ставшая одной из самых больших в Москве, была закрыта в 1931 г. Часть церковных ценностей и икон, в том числе и знаменитую чудотворную икону с частицами мощей мч. Трифона, перенесли в соседний храм Знамения иконы Божией Матери, что в Переяславской слободе (к которому ныне приписан храм мч. Трифона); остальное было разграблено. Написанную на апсиде храма древнюю фреску мч. Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею. От полного разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов; в 1932 г. направленными взрывами были «отстрелены» лишь постройки XIX в. Сохраненное древнее здание храма было отреставрировано в 1947–1948 гг. архитектором Л.А.Давидом, кото¬рый вернул храму первоначальный вид. Однако еще в течение более сорока лет церковь стояла в запустении. Лишь в 1992 г. возобновилась литургическая жизнь старинного Трифоновского богомолья.

Адрес храма святого мученика Трифона в Напрудном: 111513, Москва, Трифоновская ул., 38. До храма можно дойти пешком от м. «Рижская» или «Проспект мира».
 

Наталья Горбачева

Орден святого мученика Трифона. Описание.

 

Орден святого мученика Трифона трех степеней учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г. Орденом награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, писатели и журналисты, медицинские работники и работники просвещения за активную деятельность по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, другими разрушительными явлениями в духовной жизни общества.

Святой мученик Трифон (память 1/14 февраля) с юности имел от Бога благодать изгонять бесов и исцелять больных. Мы редко теперь связываем в своем сознании одно с другим, но в православном понимании грех — не только и не столько преступление, но ущерб, болезнь. "Бог смерти не создал", — сказано в Писании; болезнь и смерть вошли в мир с первородным грехом, нарушением заповедей Божиих. Соответственно и лечить нужно одновременно — тело и душу, хворь — и ее первоисточник, грех. Исцелить — значит, вернуть человеку целомудрие и цельность. Без молитвы, без благодати Божией невозможно врачевание ни телесных, ни духовных, ни социальных, цивилизационных недугов, к числу которых и относятся алкоголизм, наркомания, умопомрачения под влиянием экономических стрессов, информационных психозов, тоталитарных сект. Именно таким благодатным целителем был святой Трифон, претерпевший мученическую смерть в эпоху антихристианских гонений при римском императоре Деции (250 г.). . . Орден имеет три степени.

Первая — серебряный крест с позолотой, вторая — серебряный крест, третья — серебристый крест из ювелирного сплава. В наше время, когда без совместных усилий Церкви и общества, государства и благотворительных фондов, бизнесменов и средств массовой информации невозможна эффективная борьба с социальными болезнями и нестроениями, образ святого мученика Трифона, безвозмездного целителя, просившего излеченных им об одном — о хранении веры Христовой, укрепляет и поддерживает нас.


PhD, DBA, Главный редактор National Explorer
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Теги материала
Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Комплексы Экстремального Выживания на основе арчери-рогаток стреляющих стрелами
Календарь ягодника, сбор ягод, когда собирать ягоды
Первая помощь, экстренная помощь, как оказать первую помощь