Охота, рыбалка, активный отдых 2017
Поиск по сайту
Рассылка новостей
Выставка Охота-Рыболовство-Активный отдых Весна 2019
Календарь клева рыбы июль 2018, календарь рыболова июль 2018, лунный календарь рыболова июль 2018
Грибы, где собирать грибы, когда собирать грибы, календарь грибника
26.1214 февраля - День Святого Трифона: Историография Праздника - Правда и Вымысел

Через полтора месяца мы будем отмечать День Святого Покровителя Охотников и Рыболовов, но буквально единицы сегодня вообще могут рассказать хоть что-то глубокое в данной области. Зачастую, кто знает - тот молчит. И даже не говорит почему он это делает. Но даже не умудренный знаниями находит в этой истории слишком много противоречий, чтобы не задавать вопросов. Поэтому сегодня я еще раз кратко расскажу Вам откуда на Руси вообще взялось такое Предание.

14 февраля, празднование Дня Святого Трифона

Барельеф Святой Мученик Трифон - покровитель охотников и рыболовов.

Автор Денис Никонов - ведущий мастер по художественному оружию Ижевского механического оружия. Авторская работа. Барельеф изготовлен Мастером по просьбе Фонда. Впервые экспонировался на стенде Национального Фонда Святого Трифона на Выставке в Гостином Дворе в 2009 году. Изготовлен штучной серией. Приобрести можно только у автора.

Андрей Шалыгин: Легенда о Святом Трифоне (а вернее о его явлении), в ее российской интерпретации, пожалуй, не более запутана чем какое-либо другое местночтимое Предание. День Святого Трифона, 14 февраляУвы, но эсхатологии от Иоанна Богослова никто не отменял, а потому оскудение Веры и подмена как основной инструмент ЛжеЦаря - процессы объективные и повсеместные. Как говаривали не единожды Отцы Церкви, - в Ее ограде всегда жило Зло, и поделать с этим мы ничего не можем. (На фото слева - Владимир Грудинин, сокольник Фонда на Выставке в Гостином Дворе 2009 год. Фото Андрей Шалыгин).

А вот научиться различать Истину - это единственный Путь. Кто проходит его умалившись аки младенец, доверяя Сердцу и не взывая к Разуму, а кому-то вопрос "А что если?" и есть основной проводник в тумане. К сожалению, и в первом и в последнем заблудилась не одна сотня тысяч (как бы не более того) недюжинных умов, и потому у нас сегодня и несколько голов Иоанна Крестителя, и противоположны пути исповедания Веры Апостолов, не говоря уже о многочисленных поддельных главных Реликвиях, и благоукрашение Храма Христа Спасителя вопреки установлениям Стоглавого Собора.

Наверное, сегодня по действующему Законодательству, пожалуй, даже Иоанна Златоуста привлекли бы "за разжигание". Время требует толерантности, а церковные установления нам запрещают быть толерантными ко Злу, тем более анафематствованному Церковью. Но в истории российских святых есть и те которые анафематствовали друг-друга еще при жизни, так что вот уж что по факту имеем, - то и есть.

***

О СВЯТОМ ТРИФОНЕ И ДЕТСКОЙ ВЕРЕ

Святой Трифон - книга Имя мое ТрифонПоэтому для тех кто с Верой не доискивается полновесного Знания, - тем довольно Предания о самом Святом Трифоне, которое, как описано в Житии, и сокращенно трактуется Церковью, гласит что: "Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим".

Бесхитростное вменяемое Предание со временем, стараниями многочисленных радетелей Веры, обросло художественными домыслами, переходящими в вымыслы без злого умысла, и приобрело откровенно легендарное содержание с элементами популярных сюжетов (интерпретация для младшего школьного возраста доступна по ссылке). Для верующих постарше тоже есть свой вариант изложения мифологизированной истории, который, с изрядными историческими обоснованиями от обличенных саном лиц, включен в официальную историю Святого Трифона общероссийского пользования.

Следует сказать, что в каждом "православном государстве" (если это понятие вообще имеет еще какой-то смысл) имеется свой вариант такого Предания, который (даже как и "версия" Святого Писания) - существенно отличается в деталях.

***

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ...

 

..., как известно, дорога в Ад стелется, и уж тем более, - когда в этом участвуют разного рода "доброхоты" и самовыдвиженцы не из числа рукоположенного клира. У нас и сейчас (и тем более) в России бумажные картинки мироточат повсеместно, под главным храмом то гараж, то платная парковка, то автомойка, и уж тем более отхожие места, а при Поясе Пресвятой Богородицы то Патриарху дурно, то из очереди к нему почти 850 человек врачи откачивают, то игумена Ватопедского власти в тюрьму за махинации посадить намерятся... Потому и Иоанн Крестьянкин велел все точно про него записывать, "а то потом будет как у Отца Николая, что он и котиков воскрешал. Бедный, бедный Отец Николай..." Вот и я про тоже.

Поэтому совершенно понятно, что в незапамятные времена инсталляция Веры шла медленно, путем замещения язычества, при чем храмы возводили на местах капищ. При этом оно до сих пор мало где оказалось замещено полностью, а со временем успешно реинкарнировалось в новый местночтимый вариант канона, а части языческих ритуалов везде вошли в христианский обряд. И потому в Италии змей вешают на христианских святых и носят по городу, в Перу вместе с клиром идут богу солнца молиться и жертву несут, а в России паникадила драконами и вещими птицами украшают, не говоря уже о повсеместной, чуть ли не канонической, жидомасонщине.

И если так изощрялось священство, что уж тут говорить о народных поверьях. Поэтому у нас в любой деревне вам скажут что "На Николу", - "он самый в воду (пардон, мягко сказать)... помочился", - поэтому она становится студеной и купаться больше не нужно. Отсюда, мы совершенно не удивляемся, что Святой Трифона, например, в балканских вариантах Веры (как пастух гусей и простой крестьянский мальчик), - превращается в покровителя сельского хозяйства и всякой домашней скотинки, а соответственно, и защитник посевов и скота от всяких болезней, мошки, насекомых, и прочих гадов. Потому, вдруг, он становится заодно и "повелителем мух и всяких гадов" (Хотя, как прекрасно известно по Преданию, - этим самым Повелителем мух является никто иной как Сатана). Вот тебе бабка и Юрьев День.

А раз уже серый народец во главе с безумным клиром Сатану уравняли в правах с Трифоном, то совершенно безобидной шалостью в дальнейшем выглядит пришпиливание Трифона к сезону сбора винограда как главной балканской сельскохозяйственной культуры, и заодно рождение какой-то совершенно дурацкой истории под названием "Трифон зарезан", в соответствии с которой некий то ли преступный, то ли не в здравом уме, деревенский паренек, по некоторым данным то ли мать свою зарезал, то ли сам зарезался, то ли нос себе отрезал. И что конкретно тут празднуют эти люди, - они и сами не понимают, пытаясь срочно приврать какой-то благой сюжетец (которого испокон века не было вовсе). Однако, все прекрасно понимают, что это просто способ отпраздновать хоть как-то "по-христиански" языческий праздник сбора винограда, когда крестьяне обрезают грозди и по данному поводу непременно должны напиться. Это как у нас Масленица, да еще куча всяких идиотских "Спасов", - то медовые, то яблочные, то елки какие-то на Рождество, то веники на Троицу... Мракобесие.

И уж совсем "прилично" в данном разрезе смотрится вариант, когда полячество, не особо занимавшееся виноградарством по своей северной традиции, решило "сельскохозяйственного покровителя всякой твари живой" - сделать покровителем Охоты, который "подсылал добычу" охотникам, а заодно и прощал им ее убийство. Удобно, актуально. А так как поляки находились на стыке войн Запада и Востока (в том числе и по Вере своей), то у них католичество и геополитика возобладали над Византией, и родился некий компромисс, в котором общие черты двух святых стали совершенно зеркальны, но названия их различны. Так и родился святой Губерт, или Юбэр - покровитель охотников. Что совершенно зеркально "российскому" Святому Трифону даже в символическом изображении.

И уж полнейшим скотством явилось злонамеренное введение католичеством вымышленного святого Валентина, который благословлял блуд. Впрочем, Ватикан давно в этом покаялся и официально дистанцировался от сатанинсокго "праздника" "Дня святого Валентина", - единственным назначением которого было принудительное замещение Луперкалии (таже попытка что и с древней Иудеей и иудео-христианством, с культом Митры, с храмами на два алтаря, у нас с Масленицей, со "спасами", с перуанскими инкскими божествами, и пр.) Но, как всегда ничерта хорошего из этого безумия не вышло, только в очередной раз Веру запоганили благими намерениями. Подробнее можно прочитать по ссылке.

Какое они оба отношение имеют к тому бедному мальчику, который пострадал за Веру в Малой Азии - сложно сказать. Именно поэтому вменяемое священство нынче стремится вообще дистанцироваться от изображения Трифона на коне (на котором он никогда не сидел), и с соколом (которого он никогда не держал). В крайнем случае, сокол выписывается в руке "аки голубь Бижий", дабы всегда можно было на Духа Свята списать.

Барельеф Святого Трифона - изготовлен клиром и причтом Храма в Напрудной. Наиболее правильное изображение святого Трифона в соответствии с действующим каноном. Фото - Андрей Шалыгин. Икона - дар автору от Настоятеля Храма.

И с какой стати он стал, вдруг, покровительствовать охотникам, - неведомо никому. Кроме тех кому это было выгодно. Однако, за всех отвечать не будем, а вот со своими разберемся. В материале по ссылке я уже достаточно рассказал об иконографии образа, потому и повторяться не буду.

Историк Охоты Александр Каледин, а также, ныне покойный, бывший бессменный главный редактор старейшего в России журнала об Охоте, альманаха "Охотничьи Просторы", господин Королев, упокой Господь его Душу, прекрасно зная настоящую историю Русской иконы святого Трифона, вполне справедливо полагали что единственное отношение которое имеет Святой Трифон к Охоте, - заключается в том, что мучимый гонителями, он был выволочен за конем на охоту, где его и травили охотничьими собаками и на нем упражнялись в стрельбе сами охотники. А в соответствии с православной традицией, от коих гонителей принял смерть, тем и покровительствует, так как молится за мучителей своих.

Именно поэтому Церковь старается дистанцироваться от разного рода "конных икон", "сокольничьих образов", "охотничьих мотивах", и прочей ерунды. Именно поэтому настоящая иконопись - это византийский образ молодого юноши, стоящего с крестом в руке. Типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве, ... Но лучше голубя.  И не в правой.  И не вместо Креста. И о соколе напомнит, и ошибки не будет, и Креста не заменит.

"Пастырь гусей при озере" с крестом и Духом Святым, - что вам еще нужно-то, маловеры? Овощи, овощи... кто может - тот ест мясо, кто переварить не может - кушает овощи (вольный перевод Апостолов).

***

ВПЕРЕДИ И НА ЛИХОМ КОНЕ ...

Нет, не Чапаев, но почти. Все зависит от того кто врет.  Авторы фильма про Чапаева, который на самом деле был виднейшим сторонником механизированных частей и в подавляющем большинстве случаев пользовался не конем, а ... броневиком (миф про крестьянина на лихом коне придуман в угоду "коннице Буденного" - которую успешно немцы и покрошили в капусту в первые дни войны). Примерно тоже самое произошло с образом святого Трифона на Руси.

Наша глубокая беда в Православии состоит в том что подавляющее большинство нынешнего священства заканчивало "пулеметные курсы", и в вопросах Веры - серо и крепко серо. А когда дело касается "благовествования", то что где краем уха слышал, и наврано покрепче, - то и сгодится. Потому и художественные бредни Алексея Толстого из модного "Князя Серебряного", понравившиеся расцерковленной интеллигенции, - были живенько вставлены в канон.

Впрочем, не столь прискорбна история с Алексеем Толстым, по факту написавшим "российский канон почитания Трифона" (при том факте что его батюшку графа Льва Николаевича Церковь от себя отлучила за "непротивление Злу насилием", что вообще является совершенно неевангельским деянием Церкви), - сколь прискорбен факт тотального жидомасонства повального большинства РПЦ того времени вместе с интеллигенцией и царствующей династией. Которые, по большей части и привели не только к разным герменевическим трактовкам историографии Святого Трифона на Руси (читаем по ссылке), но и к самому факту быстрого приятия символизма конно-сокольничьего образа, а заодно и полной смены персонажей в этой истории.

Вот потому у нас и получилось, что официальная Церковь рассказывает нам сказки о царском сокольничьем, посланным царем за соколом, а сам царь родился через много лет после того как был построен в храм в честь события в его старчестве. А что делать, - царя так хочется канонизировать, переметнувшегося царедворца обелить, а историю о единственном инквизиторе на Руси (иерархе и духовнике Царя), казнившем за веру официально, - еще раз загладить, ну, хоть каким-то освящением деятельности абсолютно неблагих людей.

http://www.irnet.ru/numizmat/cerkov/019.jpg

Разумеется, Иоанн IV, он же Иван Грозный, совершенно никакого отношения к истории с соколом не имел (был откровенным тираном при котором впервые в России была введена инквизиция), а как-то приобщить покровителя еретиков Ивана III к истории со святым, Церкви совершенно не хотелось. Поэтому все даты и имена с фамилиями в истории некоего Трифона Патрикеева вообще никак не стыкуются, как и датировка возведения Храма по данному поводу. А вот и не нужно их стыковать, - тогда липа не будет пахнуть дубом.

Но вот история "с соколом святого Трифона" к еретикам и тайным сторонникам литовского и польского панства имеет самое прямое отношение. И именно поэтому она вообще и существует до ныне. Потому как и была придумана как раз в тот период, когда Иван III и уразумел, что приблизить к себе еретиков он поторопился, а ближайшее окружение давно ведет несанкционированные переговоры с Литвой и Польшей за его спиной. Ими вся история и была придумана когда заговор был раскрыт.

***

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК ...

Подавляющему большинству историков понятно что каноническая история о соколе святого Трифона и Иване Патрикееве вообще не вяжется ни с какой историей, однако многие из них не совсем допонимают почему Трифону в московском чине отдано такое большое значение.  Также они не совсем понимают почему существуют многочисленные награды имени Святого Трифона, а сам образ сокольничьего по мотивам Легенды почитался наряду с Георгием Победоносцем как символ покровителя Москвы, и одно время даже печатался на монетах, и так далее.

Образ святого мученика Трифона в церкви Климента Папы Римского на Пятницкой, в Москве:

Москва. Церковь Климента, папы Римского. Фотография.

Исследования профессора С. Заграевского давно поставили окончательную точку в бредовом сонме вымыслов вокруг царского сокольничьего, однозначно показав, что первый Храм Святого Трифона (по легенде поставленный именно в честь явления святого о соколе) ставилась в спешке, с использованием надгробий с ближайшего кладбища, на княжеской земле, княжескими архитекторами, задолго до рождения Ивана Васильевича, в исключительной архитектурной традиции, без всякого согласования с Церковью.

Если не вставлять в повествование резких выводов, и попытаться его облагообразить (на сколько это вообще возможно), то правда будет выглядеть примерно так: Чудо о кречете Великого Князя, возвращенного благодаря Святому Трифону, произошло именно в период княжения Великого Князя Ивана III, и произошло оно, с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым в День Святого Трифона 1 февраля по старому стилю. В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном - первый в истории Руси храм с крещатым сводом. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, - упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.

И хотят теперь московские власти поставить на площади у Храма примерно вот такую статую, выделив на это дело официально аж 14 миллионов рублей. Только вот незадача, - сам клир Храма в Напрудной не слишком обрадован такой инициативой властей, которые даже не утрудились привлечь клир и причт Храма к вынесению такого решения. И если уж ставить что-то, - то совместно, а значит, по согласованной идее (отсюда и естественное желание, - если безобразие нельзя предотвратить, то его нужно возглавить). Духовенство, например, считает, что лучше бы правительство потрудилось эти средства направить на реставрацию фрески с изображением всадника с соколом, хранящегося в запасниках Третьяковки, а лучше - к точному воспроизводству фрески в действующем и ныне храме. И если уж вознамерятся ставить статую "Трифону" без согласования с историографией и Церковью, - то уж как-нибудь ПОДАЛЬШЕ ОТ ХРАМА, И УЖ ТОЧНО НЕ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ. Отчасти потому что сам Трифона никогда даже в Предании на коне не сидел, сокола в руке не держал, в сокольничьем облачении не ходил.

Но... это далеко не вся правда. Как всегда в Истории, - вся правда гораздо более обескураживающа. А было это так:

***

ЧТО ПРОИЗОШЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

Разумеется, никакой простой сокольничий никакого обетного храма не ставил и никакого Трифона Патрикеева и в помине никогда не существовало. Более того, - храм поставленный в спешке, в нетрадиционной манере, без благословления Церкви, с использованием княжеских людей и княжеской земли, В КОТОРОМ ДАЖЕ ВОПРЕКИ ПРИДУМАННОЙ ИСТОРИИ, ПРОСЛАВЛЯЛСЯ НЕ САМ СВЯТОЙ, а ОБРАЗ СОКОЛЬНИЧЬЕГО НА КОНЕ (сам святой в таком виде в вымышленной истории вообще не фигурировал никак), - противоречил вообще всему, начиная от княжеской воли, заканчивая церковным устоям... Потому он и впал в забвение сразу вскоре после возведения. И ВОТ ПОЧЕМУ:

Патрикеев Иван Юрьевич (1419 -1499) — князь, боярин, воевода Василия II Темного и Ивана III, по отцу прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Его дед Патрикей Наримунтович — внук Гедимина, давший имя для этой отрасли рода. Его отец князь Юрий Патрикеевич женился на Анне, внучке Дмитрия Донского и сестре Василия II. Князь Иван Юрьевич был, таким образом, двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы. Женат на Евдокие Владимировне Ховриной, происходящей от тойже линии Гедемина по родству. Имел огромное влияние на Ивана III, вплоть до того что оставался Наместником Москвы в период отсутствия Великого Князя. Один из авторов Судебника 1497 года.

Патрикеев играл активную роль в переговорах с Великим Княжеством Литовским. В 1492 и 1493 гг. в ходе переговоров по поводу брака дочери Ивана III Елены и великого князя Александра Литовского Иван Патрикеев установил дружеские отношения с послами Яном Заберезинским и Станиславом Глебовичем, чему способствовало литовское происхождение Ивана Юрьевича.

В ноябре 1493 г. Москве начались переговоры о заключении мирного договора с Литвой. Посольство состояло из: Петра Ивановича, воеводы Трокая, Станислава Кезгайла, старосты Жемайтии, и Войтеха Яновича. Князю Патрикееву в этой связи было направлено от литовского совета вельмож персональное послание, с просьбой содействовать установлению дружественных отношений, подписанное римско-католическим епископом Луцка и Бреста Яном, Петром Яновичем (членом посольства), князем Александром Юрьевичем Гольшанским (наместником Гродно) и Станиславом Кезгайлом (членом посольства).

Попытки литовского совета вельмож установить тесные отношения между ним и московской боярской думой расстроились из за опалы князя Патрикеева в 1499 г., потому как Патрикеев был (не без оснований) обвинен в сговоре с с литовским и польским панством в их интересах, а также в сговоре с римско-католическим епископатом (тоже не без свидетельств), - в результате чего попал в немилость Ивана III, к тому времени осознавшего (не без участия иерархов РПЦ) что ближайшее окружение царя склоняется к литовцам, а еретиков в его окружении становится все больше.

Однако, польско-литовские переговоры Патрикеева были не главной его ошибкой, но послужили еще одной гирей на весах решения его судьбы царем.  Особенностью придворной политики в последние годы царствования Ивана III (после смерти его старшего сына Ивана Молодого в 1490 г.) было противостояние двух групп, поддерживающих двух возможных наследников: внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены, дочери молдавского правителя Стефана III Великого и второго сына Василия, который был старшим сыном второй жены Ивана III Софьи Палеолог. Князья Патрикеевы, зять Ивана Юрьевича князь Семен Ряполовский, дипломат и писатель Федор Курицын составляли основу партии внука, которая вначале преобладала над царевичем Василием.

Однако ситуация резко изменилась 31 января 1499 г. князья Патрикеевы (сам Иван Юрьевич и сыновья Василий и Иван) и князь Семен Ряполовский были арестованы, а уже 5 февраля Семен Ряполовский был казнен по повелению Ивана III, то есть без суда. Причины данного поворота в политике неоднократно обсуждались историками, выскаэывались различные гипотезы, летописи не называют ее причин, кроме того они редактировались в данном вопросе различными заинтересованными сторонами. Лично Иван III в наставлении русским послам требовал, чтобы они не отходили от его инструкций и не своевольничали, как князья Ряполовский и Патрикеевы. Поэтому основная гипотеза предполагает, что это наказание за поведение на переговорах с Литвой. Через некоторое время опале подверся и внук-наследник.

Поэтому, исходя из исторических фактов и всех обстоятельств Истории, логично сопоставляя жизнеописание Ивана Патрикеева, Ивана III, историю Храма, символизма, атрибутики, а также всю ситуацию на Руси, следует справедливо отметить следующее:

Если Патрикеев (как ближайший вельможа царя, вдруг, попав в опалу, и ходя под массой обвинений, - на охоте (а любимых соколов царя всегда носили не какие-то сокольничьи, а ближайшие вельможи, которым их доверяли в качестве отличия), - случайно упустил сокола, то немудрено, что Иван, уже и так раздосадованный поведением Патрикеева, заявил ему - "либо найдешь сокола, либо голову тебе отрублю..."):

1. Патрикееву было выгодно Чудо о соколе именно вот в тот самый момент, именно в той самой ситуации. Покровительство Святого - единственное что могло его спасти от немилости Царя. Святые просто так не покровительствуют, тем более обвиненным в еретичестве и связи с римским католичеством. Что делать Патрикееву, - просто привезти сокола означает просто временно сохранить голову. А вот привезти его Чудом, под покровительством Святого, а значит и Бога, - вот он реванш. И, ведь, никто кроме Патрикеева о том Чуде не может свидетельствовать. Он сам рассказал. По его словам и числим. А Патрикеев был совсем не Праведник. Придумав всю эту историю Патрикеев мог рассчитывать в случае успеха на опровержение обвинений в предательстве и еретичестве.

2. Окружение Ивана III, да и сам Великий Князь весьма сомневались в той истории с соколом, но боялись Бога, потому по-началу и не спорили. Однако, косвенные признаки реального отношения хорошо известны. Как так, - сам Великий Князь после этого со своей монеты убирает сокольника на коне, убирает его и из геральдики Москвы, вносит византийского двуглавого орла, а сокольник, вдруг, появляется на печати Патрикеева. Цековь заложена срочно, основание планируют вкривь-вкось даже не по струне, а конкретно-криво. Собирая в него все вокруг, забутовывая могильными плитами, и всем подряд, - строители явно торопятся, гонят, будто если не отстроят  быстро хоть что-то похожее на основание - так и вовсе не будет церкви. Патрикеев торопит строителей, сгоняя неквалифицированную рабочую силу, пока Великий Князь или не передумал, или не ведает о том вообще, пока не вступили в дело еще княжеские мастера-архитекторы белокаменных сводов. Ведь, отстроишь начало Храма - так побоится Иван III снести, заложенное во Имя Божие, придется достроить. Патрикеев стремится увековечить не Трифона как такового, а СЕБЯ НА КОНЕ С СОКОЛОМ, выписывая себя на фреске. "Мне, мне покровительствует святой, - значит, я не предатель и не еретик!", - кричит все содеянное.

3. Ересь жидовствующих просто требовала от русской церкви введения своих местных альтернатив о Чудесах, потому митрополитами всемерно поощрялись хоть какие-то "русские чудеса", дабы затмить ими чудеса еврейские и европейские. Дабы подтвердить покровительство Святых над Русью. Потому и времена это были "Чудесно-расчудесные". И поэтому Патрикеев правильно рассчитывал, что если не сработает набожность Ивана, то логичность Церкви возьмет верх, тем более были у него заступники, которые могли его защитить от обвинений в еретичестве и связи с римокатоликами. Митрополит Симон вступился за князей Патрикеевых и вместо казни они были пострижены в монахи. Иван Юрьевич был пострижен в Троицко-Сергиевском монастыре. Это был единственный выход спасти голову и от светской расправы и от обвинений в римокатолической измене. Иван Юрьевич скончался в монастыре и ровно никаких упоминаний в аналах его житие о каком-то Чуде с ним происшедшем не содержит. Не отмечен он был и особенностью пребывания в монастыре. Что говорит о том, что Церковь изначально предпочла вообще забыть эту историю.

Все прекрасно понимали что скорее всего Патрикеев, придумав всю эту историю, тем самым просто спасал собственную голову, поэтому и Храм не приобрел никакого должного места, и почитание данного события уж как-то особенно быстро было истерто. Изначально вроде бы принятый символизм, был в скорейшем времени срочно упразднен, причем даже тот, который хоть как-то мог быть истолкован и притолкован к этой версии. Печать поменяли, монету поменяли, изображение сокольничьего отовсюду исчезло, поселение и приход в Напрудной резко обезлюдели.

Легендарная часть Предания скорее всего потому изрядно была прописана в Церковном Предании, что Василий Патрикеев под монашеским именем Вассиан стал после этого выдающимся церковным деятелем, и мог влиять на толкование данной истории происходившей "на его глазах" - в нужной интерпретации.

А так как сама история с Иваном Патрикеевым ничем быть закрыта не могла, то Легенда была искуственно отнесена к более поздним временам, и в ней князь Иван Патрикеев стал, вдруг, никому не известным царским сокольничьим Тришкой Патрикеевым, покровитель еретиков Иван III к месту был заменен на неосененного Божиим свидетельством Ивана Грозного. А то что Церковь и все проживающие там - помнят кто и что и почему строил, - так расселить всех, и все позабудут. Что и было сделано. Всем выгодно. И святой уже покровительствует другому правителю, и опального князя заговорщика и еретика все забыли, и число чудес в Православии увеличилось, и свидетелей нет. А Летописи уничтожены и явно перетерты ...

***

Ну, не очень все красиво получилось... Церковь это и сама прекрасно понимала. И вот поэтому, когда Алексей Толстой написал "Князя Серебряного" - все дружно схватились за художественный вымысел, и немедленно влепили его в канон и в детские книжки. Время пройдет, все забудут все, и будет красивая история... Но, увы, далеко не все идут путем "детской Веры". Есть и те, которым нужна Истина. Вот потому у Бога и не одна Заповедь Блаженства, а каждому своя. По силам, и разумению.

PhD, DBA, Главный редактор National Explorer
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Теги материала
Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Комплексы Экстремального Выживания на основе арчери-рогаток стреляющих стрелами
Календарь ягодника, сбор ягод, когда собирать ягоды
Первая помощь, экстренная помощь, как оказать первую помощь