Подводная охота

"Секреты подводной фотоохоты"- ЭКСКЛЮЗИВ

(печатается с изменениями и дополнениями 2009 г.)

«В биологии утверждение, что такое-то животное там-то не водится не так уж редко означает, что его в этих местах просто никто не искал…»

К. Прайор («Lads befir the Wind»)

Фото - Андрей Оборин

Карен Прайор, ученица всемирно известного профессора Скиннера, именем которого даже назван способ оперантного научения животных, считается авторитетнейшим экспертом по поведенческим особенностям биологических видов, в свое время ставила многочисленные и небезуспешные опыты по научению даже таких, с виду, бесперспективных, видов животных как морские гребешки. В свое время, она, сказав упомянутую  мной в эпиграфе фразу (которую можно прочитать в ее книге), на лекциях в Сан-Диего по оперантному научению гидробионтов, добавляла еще несколько слов, общий смысл которых заключается в хорошо известной русской пословице "кто ищет - тот всегда найдет".

Имея опыт подводных погружений в несколько десятилетий, я могу с уверенностью добавить, что практически "все что угодно" можно найти "практически где угодно". Что уж говорить, если на прошлогодних соревнованиях по подводной охоте на кубок мэра Москвы в Строгинском затоне был подстрелен угорь размером более метра, а практически в центре Ярославля недавновыловлен полутораметровый сом. Обычному охотнику сегодня уток проще найти в центре Москвы чем где-то в ближайшем Подмосковье.

К чему это я? Да к тому, что можно сколько угодно описывать как и где на что-то охотиться, а кому-то - читать десятки книг по охоте, но ничем реальным это не закончится, - теория останется теорией, а мемуары никому ничем не помогут, ведь "опыт - сын ошибок трудных", и только "гений - парадоксов друг". Поэтому "стрелком" можно "стать", а вот "охотником" нужно в первую очередь - родиться.

Хорошо подобранная или изготовленная аппаратура для подводной фотосъемки еще не означает сама по себе гарантию на успех. Очень многое зависит от самого фотоохотника. У каждого фотографа, ставшего на путь фотосъемки живой природы есть свои собственные приемы и способы фотоохоты, но специфика подводного мира заставляет пересмотреть многие из них, придумывать новые, хотя очень неплохую службу могут сослужить уже проверенные временем «наземные методы», используемые как рыболовами, так и охотниками.

Вы поверите в то, что на рыб тоже можно охотиться "на берлоге", "на манок", "на току", "на тяге"... ? Нет? А зря. Еще как можно, и очень нужно. Сейчас мы коротко рассмотрим некоторые из них.

Но для начала буквально пара слов об особенностях подводной фотосьемки (о них говориться в других главах книги, здесь я просто обозначу аксиомы), которые хорошо видны на моих рисунках ) (рисунок - А.Шалыгин):

Прописные истины - угол падения равен углу отражения, предельный угол отражает 100% падающего света, светимость - есть функция от пройденного расстояния с учетом трех коэффициентов, характеризующих проницаемость среды и ее спектральные оптические характеристики, защитные стекла фототехники напрямую участвуют в фильтрации потока света... В результате мы имеем факт, - условия съемки под водой для непрофессионала на столько сложны, что массовый путь в подводную фотосъемку сегодня лежит только через приобретение специальной техники, которая в 80% случаев вообще мало пригодна для подводной фотосьемки. Обрадовал? Наверняка. Но цифровая техника позволит Вам сделать сколько угодно экспериментов, а я в будующем попробую Вас всему научить.

Андрей Шалыгин - Секреты подводной фотоохоты

Второй факт - съемка при естественном и искуственном освещении отличается кардинально. При естественном освещении в яркий солнечный день непрофессионал сможет снимать только на мелководье. При рассеянном естественном свете до 3-х метровой глубины с цветовыми искажениями современная техника справится сама, как и при искуственном освещении. Все остальное лежит за пределами сферы компетенции новичков.

Путь света в воде - рисунок А.Шалыгин

Ну а теперь, собственно о самих способах фотохоты.

1. Поисковый способ фотоохоты

Название способа охоты говорит само за себя, хотя названий у этого приема очень много, ружейные охотники зовут его «самотопом». Перед съемкой нужно внимательно изучит район плавания, его особенности., выбрать участки, в которых может находится выбранный Вами объект съемки, продумать маршрут поиска. Плыть по маршруту нужно не спеша, очень внимательно осматривая места, где могут прятаться рыбы, головоногие и другие представители подводной жизни: камни, заросли водорослей, коряги, затонувшие постройки и предметы. Удача придет к Вам только если Вы обладаете ловкостью, зоркостью, сообразительностью и, самое главное, если знаете повадки морских животных, ведь обнаружить животное – это еще не все, нужно суметь «взять» его; быстро сориентировавшись в окружающей обстановке, продумать как лучше подойти на «фотовыстрел», да еще не просто втиснув объект в кадр, а выбрать нужный ракурс, передать ритм жизни, выразить специфику «натурщика». На все про все Вам отведено он одной до четырех секунд, не более. Съемка при этом способе фотоохоты ведется «навскидку», и с «наводкой», поэтому очень часто поле поиска, при обнаружении животных или рыб переходят на другие способы, обеспечивающие меткий «выстрел».

Поисковый способ должен быть не хаотическим, а систематизированным, подчиненным не только целям поиска животных, но и возможностям самого фотоохотника, это относится, особенно, к аквалангистам, когда главным ограничением становится запас воздуха в баллонах. Сначала нужно рассчитать Ваши возможности по работе на глубине и скорости поиска, а потом определить начальную глубину погружения. Наиболее рациональный способ, проверенный во многих водохранилищах и морях – это «поиск к берегу», обеспечивающий при обычном плавном уходе склона в глубину одновременную декомпрессию. На лодке, или с трубкой отплывают на глубину, зависящую от уклона места и возможностей пловца, обычно 20-30 метров, погружаются на дно и плывут у самого дна к берегу, ведя поиск и фотосъемку. Как правило за такой заход расходуется один «акваланг» и одна кассета пленки (если Вы не профессионал, то цифровик даст Вам возможность отснять сколько пожелаете). Нередко, когда с собой нет компрессора или вода имеет очень низкую температуру, подобный «заход» является дневным максимумом работы, т.е. место для «поиска к берегу» нужно выбирать очень тщательно, рассчитывая с одного раза попасть на «рыбное» место. Нередко именно с этих глубин начинается заманчивый «водорослевый пояс».

Фото - Елена Колинз

На Южном берегу Крыма начиная с 1 января вплоть до 30 марта в узкую прибрежную зону и многочисленные бухты в массовом количестве подходит на зимовку кефаль. Косяки могут идти очень плотным строем, прямо бок о бок. Вместе с тем при снижении температуры воды ниже +8°С рыба становится вялой и очень слабо реагирует на пловцов. Если гидрокостюм достаточно хорошо, то можно отснять немало отличных кадров.

Следует взять себе за постоянное правило, вытекающее из опыта многих подводных фотоохотников: всегда держать камеру в полной готовности и никогда не «расстреливать» кадры без остатка. 4-5 кадров неотснятой пленки при окончательном выходе из воды (1-2 для пленок «рольфильм») должны остаться в фотоаппарате. Это закон. Интересное чаще всего бывает неожиданным. Пусть лучше пропадут без дела эти кадры, или Вы доснимете их дома, чем потом перед уникальным объектом проклинать себя за полностью изведенную пленку. К поисковому способу следует еще и тщательно готовиться в техническом отношении; при плавании с аквалангом внимательно рассчитать время поиска, а при плавании с дыхательной трубкой, - время нахождения в воде без опасности переохлаждения, ведь судорожные движения оператора никогда не приведут к желаемому результату. Конечно, если Вы снимаете классической "мыльницей" от Canon или Olympus, - Вас это не касается, а вот если у Вас настоящий Hasselblatt или Niconos, - вот тогда эти рекомендации для Вас.

2. Охота на манок


Фотоохота на манок достаточно сложна, но очень перспективна, как правило, полученные таким способом фотоснимки всегда отличаются отменным ракурсом. Все морские и речные рыбы в той или иной степени реагируют на звуковые колебания и другие колебательные движения. Каждый из нас помнит, как «брызжут» мальки от брошенного в воду камешка – они знают, что так «играет» хищник. Целый ряд всплесков, хлопков, хлюпаний может или распугать или привлечь рыб. Рыболовы с давних пор ловят сомов на «квок», ударяя по воде специально изготовленным «квоком», они приманивают из омутов этих огромных рыб. Частенько идут на «шлепок» щуки, окуни, лобаны, ласкирь. Находясь на поверхности, нужно, аккуратно вынув руки из воды, пошлепать ладонью по поверхности, но это надо делать осторожно, не ровен час распугаете всех «клиентов». Хорошо идет охота на «шлепок» ранней весной на щучьем нересте, активно разворачиваются на хлопки самцы, разыскивающие самок. Иногда на шум перекатывающейся гальки идут окуни. Подобная фотосъемка требует достаточной сноровки и хорошего знания повадок подводных обитателей. Подробнее различные приемы охоты «на манок» будут рассмотрены в описании отдельных видов.



3. Съемка «на току»

Весенние сборища есть не только у птиц, но и у рыб, хотя и в горадо меньших размерах. Стайные группы в периоды брачной поры можно встретить у лещей, плотвы, щуки, судака, осетра. Весной и в начале лета стаи играющих рыб можно обнаружить в облюбованных ими строго определенных местах, расположение которых зависит от конкретного водоема или места. Подводная фотосъемка «на току» еще мало изучена, поле деятельности тут огромное, есть очень много возможностей в получении уникальных кадров, возникновении ситуаций еще людьми не виданных.

Если есть возможность воспользоваться передовой зарубежной техникой, то при подводной фотоохоте лучше всего, конечно, в «токовищах»установить автоматическую камеру типа «Contax RTS» или подобную, снабженную кассетой на 250 кадров, приставкой RTW и устройством радиоуправления RCS. Из бокса с такой «начинкой» нужно только лишь вывести один кабель, - кабель приставки RCS, который выводят на поверхность в буек с антенной. У аквалангиста остается в герметичном корпусе командный аппарат, выведенный также через кабельв буек на поверхности. С таким снаряжением можно работать на предельных дальностях видимости, несколько дней, с берега по времени, на дистанциях до 300 метров.


4. Фотосъемка «наплавом»

Подобный способ доступен каждому фотоохотнику и очень просто осваивается за несколько выходов на съемку. «Наплавом» можно охотиться на любую разновидность рыбьего племени, лишь бы она любила стоять стаями на течении у поверхности воды. Явно выражена подобная привычка у форелевых, язей, голавлей. Зная эти места «стояния», нужно зайти выше по течению метров на 30-35, лечь в воду, стабилизироваться головой точно по течению, последний раз проверить готовность камеры к работе, и тихо, без лишних движений, скользить вместе с потоком навстречу стае. Метров за десять нужно медленно уйти в глубину метра на три, а когда стая окажется над Вами – быстро всплывайте вверх, а там все решит Ваш опыт обращения с камерой.

В подобной ситуации можно рассчитывать только на один качественный кадр, второй снимок успеет запечатлеть только тех рыб, которые бросятся против течения и не успеют «выскочить» из 2-метровой зоны резко рисуемого пространства, выставленной заранее на широкоугольном объективе. Именно широкоугольные, сверхширокоугольные, и даже «рыбий глаз» используют при охоте «наплавом», здесь нужно не только «схватить» всю панораму стаи, но и воспользоваться преимуществом широкоугольника в выделении переднего плана, четко выделить центральный элемент картины.

5. Метод «водяного змея» или фотоохота «на качели»

Для подобной съемки необходимо специальное приспособление, состоящее из прочного шнура с мусингами (узелками) и с деревянной перекладиной для сидения на конце. На достаточно быстром течении нужно укрепить один конец шнура за опору моста, сваю, корягу, камень, и т.д., после чего плавно разматывая шнур, съехать до перекладины. Держась за перекладину руками, или сидя на ней, фотоохотник зависает над дном. Регулируя положение тела, подрабатывая ластами, можно качаться на этой импровизированной качели от одного берега к другому, а перещелкивая карабин с одного мусинга на другой – менять радиус качания. Пояс с карабином полностью позволяет освободить руки для работы с фотоснаряжением. Недостаток этого метода: его узкая специализация; подобным образом можно вести фотоохоту в чистых и быстрых горных реках во время хода лососевых, да еще и при буксировке за катером, в местах кормежки пелагических морских рыб, на скоростях до 3-4 узлов. Особенно «добычлива» такая охота в период нереста лососей, когда красочные исполины с силой идут против течения, не обращая особо внимания на человека. Охота на «водяном змее» очень увлекательна, но «бить» тут уж надо «влет», уметь снимать с одной руки, превосходно владеть техникой подводного плавания.


6. Фотосъемка «на омуте»

Фотоохоту на омутах и ямах может вести только достаточно опытный ныряльщик и только с напарником, поджидающим на страховке. Даже в яркий солнечный день нужно использовать достаточно мощный ИФО, желательно иметь при себе хороший электрический фонарь, иногда огромные сомы и щуки в сумраке менее похожи на рыб, чем на замшелые коряги или поленья. Перед входом на яму и омут нужно «обойти» его по периметру, четко выяснить размеры и предполагаемую глубину, наличие возможных препятствий. Выбрав самый пологий склон, без особой торопливости, «входите» в омут по направлению к его самому глубокому месту. Никогда не торопитесь «влепить все джоули» в первый попавшийся экземпляр, ведь по краям, как правило, лежат самые молодые красноперки, голавли, карпы, лещи; чуть дальше лежат полешками лещи и голавли покрупнее, сомы, налимы; а самые матерые экземпляры, если повезет до 1,5-2 метров, ждут Вас в самом глубоком месте. Но уж коль скоро Вы вспугнете сразу все «сонное царство», то тут долго думать не надо – «бейте» В первый попавшийся крупный экземпляр, при достаточном навыке Вы успеете сделать еще один кадр. После этого можно уходить на двое, трое суток, искать другие ямы, так как рыбья «свистопляска» поднимет огромные клубы ила, который осядет до пригодного к съемке состояния лишь через сутки, а крупная рыба вернется лишь через два-три дня....

Следите за продолжением,

Андрей Шалыгин

Ранее на данную тему:

PhD, DBA, Главный редактор National Explorer