Рыбалка
 


 

В засаде или на разведку?

Ни для кого не секрет, что весной (апрель), по последнему льду, почти вся пресноводная рыба (исключение сиговые, тресковые…) устремляется к берегу, готовясь к своему главному предназначению, название которому икромет. Снимаясь с глубин и зимовальных ям, карповые и другие породы рыб спешат к будущим нерестилищам, которые имеются у каждого озера, вблизи берегов. Как правило, это относительно мелководные и как следствие, быстро прогреваемые камышовые заливы, которые в мае-июне, отслужив местом рыбьих брачных игр, в дальнейшем становятся яслями для вылупившихся мальков. Все это так и ни для кого не секрет.

«Совершенно секретно» в другом! У каждого озера своя водно-рыбная «википедия» (характеристика озера, видовой состав рыб, заливы, банки и т. д.) и только тогда можно очень хорошо отрыбачиться, если знать ее как свою пятерню. Ну а самое главное — время и место весеннего подхода косяков рыб.

Первыми о рыбе, как правило, узнают местные жители, для которых рыбалка большое подспорье, да еще те, кто с местными хорошо знаком. Информация среди них передается инкогнито, поэтому горожанам, сидя дома «в засаде», можно так и ничего не узнать. Вторая категория — вездесущие рыбачки такие, как мы, кто без устали постоянно выезжает на разведку (зачастую с нулями), чтобы не сто раз от кого то услышать, а один раз узреть самому. Все остальное рыбацкое братство о начале путины узнает из сарафанного радио и, как правило, всего лишь успевают «подобрать крошки с обеденного стола». Так что мораль: хочешь полопать — нужно потопать, однозначно место имеет быть!

Раньше было немало озер, где весной рыбалка была как сплошной праздник души. Озеро Аткуль (карп, карась) — залив возле острова; озеро Урефты (карп, карась) — восточный залив; озеро Чебакуль (карп) и другие. Но сегодня все это в прошлом (промысловики постарались), а посему мы отправились в Сухомесовский залив озера Смолина, куда каждую весну на нерест приходит крупный карась.

Начнем помалу

…Это утро по прибытии на место ловли (Сухомесово, водокачка) сразу началось несколько необычно — еще у берега, наш жирдяй Вовочка умудрился на ровном месте потерять равновесие и, как подстреленный боров, боком завалился в воду, когда как и все заходил на лед. То ли под ноги ему что попало, то ли сало свесилось не туда… Короче, стоит на льду «бочонок» в шапке, а из него со всех щелей льет! Да ладно, отжался, лечебную сотку за воротник и ходу на природу…

По прибытии на место пришлось убедиться, что у сарафанного радио хоть и отсутствует собственная волна, но популярней его трудно сыскать. Несмотря на раннее утро народа на льду было столько, что даже орущим вокруг чайкам негде было присесть. Е-мое! Еще два дня назад, когда мы впервые присели на карася, здесь никого не было, вчера всего рыбачков 15, а нынче ну прямо ерусалимский ход! Но самая грусть заключалась в том, что наши клевые лунки уже были заняты, и от сего на душе стало кисло, как будто по лимону было за каждой щекой…

— Ну что, дядя! Как на чужих лунках клюет?! — остановившись возле дедка, я достал свой походный стульчик и с хозяйским видом подле присел. — Слышь, отец, лунки мои, я вчера здесь килограмм …ацать поймал.

— Да садись сынок, все равно не клюет, — беззубо сморщился старче, — да, я видел, как вчерась ты ловил…

То ли от добродушия, которое источал старик, то ли от всего его благодушного вида мне стало неудобно за свою резкость, и поболтав еще с ним немного, я отошел…

А над округой вставало солнце, народ начинал оживать и взмахивать удочками, а на льду стали ворочаться первые пойманные плюхи весом за килограмм. Отойдя в сторону ближе к камышу, где еще вчера я заранее высверлил луночную полосу, достаю мощный удильник и отцепляю от удочного пенопласта подвязанную большую мормышку — никелированный шар. Начнем что ли помалу…

Весеннее вооружение

Обычно я не использую такие огромные блестящие «прибабахи», ибо такой мормыхи с пучком мотыля, за исключением хищника, может испугаться любой «трезвомыслящий рыб». Но такова здешняя специфика ловли крупного карася, когда килограммовики стоят подо льдом в стороне и их внимание как-то нужно привлечь. Из-за маленькой рабочей глубины (1 метр) и сплошного ковра подводной флоры прикормка здесь неуместна — она просто проваливается в траву.

И что делать? Все, что остается, это подвязать яркую заметную приманку, которую будет видно издалека. Конечно, приманка должна быть соизмеримой, то есть надо учитывать, что карась это не щука, и он не кинется на блесну. Но все же мормышка должна быть несколько крупнее обычных, кои мы использовали по зиме. Поэтому у удильщиков, которые работали стандартными «уралками» и небольшими «дробинками», улов был гораздо скромней.

Если мормышка 6-8 грамм, то и леска должна быть соответствующей, тем более что с карасем зачастую «пасется» и карп. Смолинский карп — это не аткульский или чебакульский «меланхолик», которого даже весом в 5 килограмм в зимний период можно запросто «выкачать» с леской 0.2. Здешние карпы как динозавры —мало того что дикие и сильнущие, так еще и «старые», у которых немалый вес. Эти «мастадонты» после поклевки не останавливаются и сразу прут напролом, поэтому леска 0.2 мм для них как слону моськин поводок! 0.25 мм — вот тот лесковый минимум, который и карася «устраивает» и карпа до 5 килограмм может выдержать, если что.

Следующий вопрос. Поскольку у мормышки довольно толстый, прочный крючок, отсюда, как насадить пучок мотыля, чтобы он не вытек через 3-5 минут? Правильно, самое лучшее для этого приспособление — пучковяз (краб), с помощью которого насаженный мотыль на мормышке до первой поимки рыбы будет аппетитно живым.

Ну и самое важное — это место, куда забросить уду. Например, рядом (5-6 метров) 3 лунки с одинаковым травяным ландшафтом под ними и равной везде глубиной. С одной лунки ловится 10-12 рыбин, с остальных только 2-3.

Причина в чем?

Нелегко из болота тянуть бегемота, а тем более найти рыбью «дорогу», которую здесь на плесах не видно, да и меняется она каждый день. Например, клевало вчера на лунке, затем обсверлили ее «доброхоты» и рыба из-за шума и лишнего освещения изменила маршрут. Это в густом камыше не сложно отыскать рыбью тропу, поскольку там все ее внешние признаки налицо — прореженная «змейка» среди густяка, череда узких окошек и прорех среди монолитного камыша, лагуны с торчащим реднячком и т. д. А здесь, на плесах, с рыбой игра в прятки и поиски рыбьих троп осуществляются методом «тыка» — туда ледобуром тык, сюда тык, везде тык, пока не найдешь…
Окончание следует.

Дневник рыболова 17 — 24 апреля.

Вот и все, закончился зимний сезон! Сколько всего было за эти неполные полгода, теперь будем летними ночевками на берегу озер вспоминать. Конечно, если сравнить с прошлыми зимами, то уже не было тех уловов и рыбного разнообразия, что в прошлые времена. Но чего бога гневить, и ухи за зиму досыта нахлебались и всегда стол ломился от рипусовых пирогов! На следующей неделе спускаем на воду лодки и всем нам 7 футов под киль! Так что до встречи на открытой воде!

17 апреля — озеро Смолино (Сухомесово), карась. Эта рыбалка на карася началась еще в прошедшую субботу, когда двое «случайников» искали чебака, а попали на здоровенных плюх. Сначала они оборвали все лески, а на другой день сделали снасти и вот тогда порезвились сполна. С их слов, караси попадались более 2 килограммов.

Наша карасевая эпопея началась с понедельника, была ежедневной включительно по 17 число. В этот раз лед совсем был неважный — при нас нырнуло несколько рыбачков, поэтому досидев до обеда, мы решили больше не рисковать. Итог: 17 голов, самый 1.4 кг.

18 апреля — озеро Второе, окунь.
Рассказал мне приятель басню, мол де, пока мы рыбачили карасей, он в эти дни ловил на Втором окуня, причем не было ни одной рыбки менее 400 грамм. Так как карасей уже полная морозилка, решили мы ишо горбачей подловить. Прибыли в дом рыбака и, придя к озеру, попытались забраться на лед. Как бы не так! Кругом забереги, глубина по уши, в общем, обломились нам горбачи…

Как всегда при обломах поехали на Шершни и набучили по полста чебаков. Рыбка здесь добрая, никогда не отказывает!

20 апреля — Шершневское водохранилище, чебак. Мы бы еще куда- нибудь съездили, да некуда. На Увильдах рипус бастует, на Аргазях трал недавно ходил, а на остальных озерах «бумажный» лед. Вот так и решили мы закончить нашу рыбалку на все лето, кошкам надергав еды!

Для начала, как всегда, мы заехали с Западного, но попытка выйти на лед оказалась буквально провальной — слегка искупался дружок. Развернувшись и объехав водохранилище, прибыли к садам Медиков, где заход был вполне. Рыбачили на середине, на 6 метрах, во всех лунках рыбы было полно (эхолот). В итоге за 4 часа 128 голов (110 — 130 грамм), дальнейшая рыбалка надоела, и мы свернулись домой.

23 апреля — озеро Урефты, разведка. Это первый наш выезд с лодками, посмотреть, как обстановка со льдом, и не зашла ли рыбка в восточный залив.

Лед все еще в камышах и из-за сильного ветра рыбу высмотреть не удалось. Значит, еще подождем!
Павел Прокопьев