Оружие

В Ижевске открылась выставка для настоящих мужчин. В выставочном зале Союза художников Удмуртии (рядом с Филармонией) представлены картины одного из лучших ижевских художников – Дениса Никонова. Живописец славится своими охотничьими полотнами, историческими портретами и высокохудожественными гравированными ружьями. Одно такое ружье, сделанное Денисом Никоновым (совместно с А. Коробейниковым) теперь хранится у Дмитрия Медведева.

ружье За камень Уральский

Кто он - автор ружей Медведева, Путина, Саркози, Калашникова, и многих других известных людей? Почему его работами восхищаемся мы, а нынешние "коллекционеры" покупают восстановленный хлам (вторые руки) от европейских мастеров, восстанавливающих "бэушки", которые мы привозим сюда за четверть от цены номинала, а по виду - 100% "новье". Мы сами торгуем коллекционным оружием - мы знаем что находится в коллекциях и что люди хотят купить. Они собирают не ценности, они собирают "понты".

А вот Президенты предпочитают ружья от Никонова. Кстати, картины Дениса очень ценит и Анджей Мальчевский, -  Председатель Попечительского Совета Фонда Святого Трифона. В благодарность за наше дружеское общение Денис даже сделал серию барельефов Святого Трифона и готовит новое художественное полотно о Святом Покровителе Охотников и Рыболовов.

На позапрошлой Выставке Arms&Hunting Денис Никонов и его работы занимали подобающее им место на стенде Ижевского завода, встречая посетителей сразу у входа в Гостиный Двор. На нынешней Выставке, почему-то, экспозиуция поменялась. А ведь многие приходят на стенд ижевцев исключительно только посмотреть на художественную школу Никонова. Что там смотреть на стенде завода, - ИЖ-27 тридцатилетней давности, или узнать о планах "Beretta" по реанимации ижевского оружия?

 

Фото - Андрей Шалыгин

Вот они - наглядные этапы превращения простенького оружия в произведение искусства. От рисунка до готового образца в прекрасном кейсе. Такой ИЖ и я бы снова через 30 лет с удовольствием взял бы на охоту.

Неудачные дела Ижмаша не убавили красоты работам его мастеров по художественной отделке оружия, так что работы Дениса Никонова можно было увидеть прямо у главного входа и на стенде Национального Фонда Святого Трифона, где выставлены оригиналы картин известного автора ружей для президентов и только что изготовленные специально для Фонда барельефы с изображением Святого покровителя охотников и рыболовов.

Фото - Андрей Шалыгин

Могут наши мастера соперничать с лучшими итальянскими. Видели мы их работу неоднократно. Не ударил Никонов лицом в грязь и перед  итальянскими мастерами художественной гравировки, которые прямо на своем стенде показывают как они изготавливают деколи стоимостью в десятки тысяч евро. А вот Никонов делает не хуже, но во много раз дешевле.

Фото - Андрей Шалыгин

Никонов Денис Владимирович, родился 1975г в городе Ижевске. В 1993 году   окончил  Московскую Среднюю Художественную Школу  им.  Томского  при ин-те им. Сурикова. В 2000 году  Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества, защитил диплом в  мастерской Пейзажа у Трофимова А.С. по теме: "Реконструкция Полянского рынка". С детства все свободное время проводил в деревне у дедушки, где тот, работая лесником, привил внуку любовь к лесу и животным. Первые сильные впечатления  и выражение художественного таланта проявились именно в окружении сельского быта и общения с охотниками. Так  же большое влияние оказала среда оружейников, которая  во многом определила направление основной лини сюжетов в живописных и графических работах. В период обучения в Москве Оружейная Палата Московского Кремля была излюбленным местом  для вдохновения и изучения исторического материала. 

Сейчас Денис Никонов преподает в школе ружейного мастерства им Л.М. Васева при Ижевском Механическом заводе, обучая живописи, рисунку и проекту молодых гравёров. Также он автор  проекта  "Увертюра", за что удостоен   первого диплома "Лучший проект и инновационные технологии оформления оружия". Ведет активную работу в творческих тандемах с ведущими гравёрами России, разрабатывая живописные и графические композиции, которые потом переходят в сюжеты гравировки высокохудожественного охотничьего  оружия, создавая единый ансамбль.

В этой творческой мастерской много талантов, например, представленная в общей галерее работа с гравюрой по мотивам известной картины охотников на привале вышла из под руки  коллеги Дениса - Зинаиды Петровны Рогожниковой.

Денис Член Союза художников России и участвует Международных и Российских выставках, его работы находятся в музеях и частных коллекциях,  как в России, так и за рубежом. Живопись и графика не являются единственным направлением его творчества, он активно пробует себя и в скульптуре и в граверном деле. В этом ему служат примером великие мастера возрождения  и Русского реализма. Сюжеты для своих картин и рабочий материал он берет из жизни, будучи сам охотником, хотя теперь в основном трофей для него это удачный сюжет, пойманный в наброске и воплощённый в картине. 

На первом фото сам Денис Никонов со своей работой "За камень Уральский", созданной в авторском тандеме с гравером А. Коробейниковым (офсайт www.baikalinc.ru). Высокохудожественные ружья,  как тульских оружейников, так и ижевских,  часто встречаются в коллекциях первых лиц государств, что лишний раз показывает высокий уровень мастерства, преемственность поколений, сохранение и преумножение традиций Российского оружейного производства.

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

художник Денис Никонов

А это проба "пера" на подставке для ножа

художник Денис Никонов

***

Вот как сам Денис рассказывает об одной из своих совместных работ с Коробейниковым:

С появлением колесцового замка и повышением при этом точности стрельбы огнестрельное оружие начинает всё шире использоваться для охоты. Сложность конструкции и высокая трудоемкость изготовления предопределяли то, что огнестрельным оружием для охоты пользовалась исключительно феодальная знать. К тому же охота на крупного зверя (олень, кабан) была привилегией высших слоёв общества. Отголоски этого сохранились до сих пор в немецком языке, где крупную дичь называют Hochwild (высокая дичь), а мелкую дичь – зайца, лису   Niederwild (низкая дичь). Естественно, что сановные владельцы оружия стремились подчеркнуть свой статус и за счет уникальности художественного оформления оружия.

В эпоху Возрождения искусство художественного оформления оружия особенно интенсивно начинает развиваться в Центральной Европе. В те времена ещё не выделилось в отдельную сферу искусство декора огнестрельного оружия. Оружейники стали пользоваться наработками выдающихся художников того времени   Леонардо да Винчи, Микельанджело, Дюрера и других, которые вдобавок к своим всемирно известным шедеврам занимались и разработкой эскизов оформления мебели и  других элементов интерьера. Именно оттуда на оружие хлынули сюжеты античной и христианской мифологии из живописных произведений этих мастеров и приёмы резьбы и инкрустации, применявшиеся в декоре мебели того времени, так как поверхности огнестрельного оружия, в отличие от холодного, значительно больше и предоставляют огромное поле деятельности для разработки сложных сюжетов.

Трофеи Купидона

У средневековых гравёров не было ни времени, ни возможностей, чтобы достичь уровня мастерства живописца в построении сюжета и композиции, и поэтому они смело брали разработанные композиции современных им мастеров. Именно этим и объясняется высокий художественный уровень старинного оружия в смысле сюжетных и орнаментальных решений.

Со временем эта традиция была утрачена. Особенно сегодня, в ситуации повсеместного распространения цифровой фото- и видеосъемки, многие гравёры не утруждают себя поиском пластики в композиции сюжета, а просто используют стоп-кадры видеосъемки с доработкой их в Photoshop. Разумеется, можно говорить о неотвратимости технического прогресса, но с точки зрения авторов истинные шедевры появляются только тогда, когда сюжетное и композиционное решение возникает не как результат простого копирования, а художественного переосмысления окружающего мира.

Но художественное мастерство, уровень художественного мышления – это необходимое, но ещё не достаточное условие появления оригинальной и высокохудожественной граверной композиции. Необходимо также знание граверных техник, их изобразительных возможностей, чувство металла – понимание того, как будет выглядеть сюжет на поверхности размером со спичечный коробок. Не всегда то, что производит впечатление на большом живописном полотне, будет смотреться в граверной миниатюре. Другой масштаб, ограниченная (по сравнению с художником-станковистом) цветовая гамма.

Именно поэтому решили объединить свои усилия, свои творческие потенциалы Никонов Денис Владимирович, получивший хорошую живописную подготовку в Российской Академии Живописи Ваяния и Зодчества, и гравер Центра высокохудожественного оружия (ЦВО-90) Ижевского механического завода Александр Коробейников.

Первой ласточкой этого сотрудничества стало ружьё, которому авторы дали название "Трофеи Купидона".

Источником вдохновения стало творчество французского живописца XVIII века Франсуа Буше. Тема любви актуальна во все времена, а античная мифология   это возможность выразить свои чувства и идею изобразительными средствами, не скатываясь в столь характерную для современного "масскульта" пошлость. Александр предложил  свою идею Денису и рассказал о тех моментах, которые представлялись ему сложными в графическом исполнении.
В ходе совместной работы живописец и гравер параллельно работали над эскизами граверной композиции и живописным полотном. В итоге получилась связанная идейно и сюжетно комбинация картины, задающей основную идею гравировки на ружье, и своеобразного триптиха на поверхностях ружейной колодки. Сюжет охоты авторы красиво связали с Купидоном, имеющим славу меткого стрелка в сердца людей.

ружье Трофеи Купидона

Орнаментальное оформление ружья, выполненное в барочном стиле, очень характерно для  итальянского стиля оружейного декора. Итальянские мастера традиционно для оформления подобных образцов ружей применяют штрих-пунктирную технику «булино» или штихельные работы c комбинацией  инкрустации золота и сплавов.

Александр Коробейников предпринял несколько иной ход. Орнаментальное оформление ружья выполнено в технике невысокой обронной гравировки с прорезанием резцом основных направляющих орнамента и выборкой фона. Фактуру, объем и пластику стеблей подчеркивает легкая штриховка. Понижение фона вокруг цветов, инкрустированных золотом и сплавами, придает им живость и объемность.

Сюжетные композиции расположены на фоне, выполненном плоскостной всечкой золота, благодаря этому плотный барочный орнамент не акцентирует на себе внимание, а служит связующим элементом, подчеркивающим стилевую направленность, характерную для сюжетов и орнаментов конца XVII   начала XVIII веков. Мягкость тональных переходов  к инкрустированным драгоценным металлам и своеобразный эффект старины подчеркивается благодаря частичному осветлению оксидного покрытия.

Традиционно первое впечатление от богато украшенного ружья складывается от образа, увиденного на личинке. Личинку ружья венчает фигурка Купидона, выполненная на фоне из всеченного золота. Она является своеобразной завязкой всей сюжетной линии ружья. Объемность, анатомия и пластика тела Купидона блестяще выполнены в штрих-пунктирной технике «булино».

ружье Трофеи Купидона

Сюжетные композиции на боковых поверхностях ружья выполнены в тех же техниках, что и сюжет на личинке ружья. Но при этом гениальной задумкой авторов явился мастерски выполненный переход от орнаментального оформления к ландшафтам сюжетных композиций. Листья, цветы и стебли растений из стилизованной системы барочного орнамента, плавно переходят в сюжетную композицию, приобретая более естественные очертания и изгибы.

Сложные многофигурные композиции, выполненные на накладных досках, одновременно передают и динамику страсти охоты, и напряженный покой ожидания. Элементы ландшафтов, шерсть и анатомия животных, складки одежды, их фактура, мимика на лицах «охотников» мастерски выполнены в штрих пунктирной технике «булино».

Легкая россыпь цветов, инкрустированных сплавами золота, на фоне орнамента покрывает детали ружья, придавая легкое, непринужденное настроение общему оформлению ружья.

В этой первой совместной работе авторами была реализована идея создания единого художественного ансамбля – гравированное ружье, размещённое в красивом кейсе, на внутренней стороне крышки которого находится картина. Это – первое, что увидит зритель, который откроет кейс. Сюжет картины задает общее настроение; он, подобно оперной увертюре, вводит "зрителя" в образный мир граверной композиции. А состоящая из трёх частей (две боковины и личинка) граверная композиция развивает сюжет и образы картины, но уже средствами граверных техник.

ружье Трофеи Купидона

Архитектуру называют "застывшей музыкой". Желание создать гармоничное целое, "музыкальное произведение" в металле двигало и авторами этого проекта. Не случайно один из них (Денис Никонов) дал проекту название "Увертюра". Следующим шагом в реализации проекта "Увертюра" стало ружье, созданное в ознаменование 450-летия вхождения удмуртских земель в состав Российского государства,   "За Камень Уральский", которое было представлено широкой публике во время юбилейных торжеств осенью прошлого года. (/Драгунов М.Е., Ломаева Л.Г./ Фото Горбунова А.С.)

Третий проект Увертюры - ружье Утиная охота (2009г.).  Художник Никонов Д., гравер-художник Рябов В., слесарьсборщик Бормин С.

 ружье Утиная охота

Ружье выставлялось в Германии на IWA & OutdoorClassics - Международной ярмарке "Охотничьи и спортивные ружья, аксессуары для отдыха на открытом воздухе". Выставка IWA является безусловным лидером в ряду аналогичных отраслевых событий, ее история насчитывает уже более 30 лет с 1974 года.

ружье Утиная охота

Список представленных на IWA разделов включает в себя огнестрельное оружие и запасные части к нему, луки и снаряжение для стрельбы из лука, амуницию, оптические приборы, ножи, одежду, сувенирную продукцию, общие средства для отдыха на открытом воздухе, аксессуары для спортивной стрельбы, охотничьи аксессуары, средства личной безопасности и др.

ружье Утиная охота

***

На 90-летие Калашникова ИжМаш преподнес ему в подарок тоже ружье Никонова. Рассказывает М.Е.Драгунов:

10 ноября исполняется 90 лет Михаилу Тимофеевичу Калашникову, легендарному конструктору-оружейнику, человеку, создавшему оружие, которое стало одним из символов России в ХХ столетии. Оружейники Ижевского механического отметили это событие изготовлением уникального экземпляра ружья ИЖ-18МН с художественным оформлением.

Изготовление так называемых "мемориальных" ружей, художественное оформление которых посвящено какому-либо событию в истории страны или же исторически значимой личности, имеет многовековую традицию. В советское время ижевскими мастерами делались ружья, посвящённые юбилейным датам в истории СССР, партийным форумам. Самое известное среди них - это, конечно же, "монреальское" ружьё ИЖ-54, работа двух великих мастеров - Леонида Пахомова и Леонарда Васева, посвящённое 50-летию Октябрьской революции.

При создании ружья, посвящённого М.Т. Калашникову, ориентиром для авторов оформления -  гравёра-художника ЦВО-90 Александра Коробейникова иживописца, члена Союза художников России Дениса Никонова послужило "монреальское" ружьё. Как и Леонард Васев, Александр и Денис, сознательно отказались от прямолинейного решения композиции. Акцент был сделан не самом знаменитом изделии, не на "военной ипостаси" личности Михаила Тимофеевича.

О Калашникове - конструкторе-оружейнике, отмеченном высшими наградами Родины: двумя золтыми звёздами "Серп и Молот" Героя Социалистического Труда, воинским званием генерал-лейтенанта напоминает парадный портрет в овале на личине ружья, выполненный в технике плоскостной всечки сплавов золота и серебра. Да ещё два перекрещенных под портретным изображением автомата, характерный контур которых известен всему миру.

Автор эскизов, ставших основой для сюжета в гравёрной композиции, Денис Никонов создал образ человека, любящего и тонко чувствующего природу. В них напоминание об алтайских корнях знаменитого конструктора, для которого в молодости охота и рыбалка были образом жизни, а не элементом имиджа, как для представителей современной так называемой "элиты". В них образ Родины, за которым сама собой возникает ассоциация со ставшим уже почти хрестоматийным высказыванием Михаила Тимофеевича: " Я создавал своё оружие для защиты Родины".

С левой стороны, на накладной доске , конструктор изображён молодым, с ружьём в руках на вечерней зорьке. Небо , отражающееся в водной глади пруда, трава и деревья, красиво обрамляющие пейзаж, фигура охотника с собакой - всё дышит покоем и сливается в гармоничное целое.

На правой стороне Михаил Тимофеевич изображён на рыбалке. И здесь - ощущение покоя и гармонии, которое создают и склонившаяся к воде ива, и пригибающийся от лёгкого ветерка камыш, и отражающийся в воде собор Архангела Михаила - небесного покровителя оружейников. Авторы как бы полемизируют с названием биографии Калашникова, изданной во Франции: " La vie en rafales " - " Жизнь среди бурь( или " среди залпов" ; слово rafale имеет и такое значение)". Да , в его жизни, как и у всех, посвятивших себя делу защиты Родины, было немало бурь , тревог и невзгод. Но именно в родной земле, в нашей не яркой русской природе черпали силу, подобно былинному богатырю Микуле Селяниновичу, такие люди.

Это не первый проект, который реализован благодаря тесному сотрудничеству и взаимопониманию двух мастеров. Равноправный соавтор, Александр Коробейников, мастерски реализовал творческий замысел. Точечно-штриховой техникой, напоминающей "булино", которой в совершенстве владеет Александр, удивительно точно передано человеческое лицо( главный герой сюжета вполне узнаваем). Зорька, пробивающаяся сквозь листву и ветки, выполнена в технике всечки благородных металлов( этот технический приём является своеобразной " визитной карточкой" ижевских мастеров -гравёров).Цветовая палитра от голубовато-зеленого до оранжево-красного придаёт гравёрным композициям живописность и создаёт ощущение пространства и воздушной перспективы.

Орнамент на затворной коробке, предохранительной скобе, рычаге затвора и казённой части ствола основан на листьях лавра. С античных времён лавр олицетворял славу. Орнаментальное оформление выполнено в технике обронной гравировки и насечки золотом.

Коренным образом изменили облик серийного ружья накладные доски и ореховый приклад с деликатно выполненной резьбой. Сборку выполнил Дмитрий Горденко, с которым Александр Коробейников воплотил более десятка образцов своих ружей.

Фото Горубунов А.С.

***

Денис Никонов – универсальный человек: живописец, скульптор, гравер, фотограф и дизайнер. Кроме того, заядлый охотник, правда, трофеем для него становится удачный сюжет, пойманный в наброске и воплощенный в картине. На полотнах Дениса можно увидеть динамичные сцены псовой, конной, даже соколиной охоты, которые пропитаны азартным духом погони, схватки, борьбы.

- Первые сильные впечатления от русской природы и охоты проявились у меня еще в детстве. Мой дедушка был лесником, и я часто приезжал к нему в деревню. Там и начал делать первые наброски. И сейчас люблю выезжать в лес, участвовать в испытаниях лаек в охоте на медведя. Животных я не убиваю, а «охочусь» за ними с карандашом и бумагой, - рассказывает Денис.

Денис Никонов один из немногих художников-реалистов в России.

- Это искусство, которое должно быть понятно абсолютно всем, в отличие от картин авангардистов и абстракционистов, которые напишут пару мазков красками и заявляют, что это авторская концепция, и не всем дано ее разгадать. Поэтому, я считаю, что реалистическое искусство самое трудное, самое ответственное, но и самое благодарное, – комментирует художник.

Денис – большой мастер портрета. Его кисти принадлежит серия исторических портретов знаменитых деятелей Удмуртии: А. Ф. Дерябина – основателя Ижевского оружейного завода», графа П. И. Шувалова, М. Е. Драгунова – оружейного конструктора и др. Среди портретов государственных лиц можно найти и изображения близких Дениса. Например, портрет любимой тещи Александры Петровны.

На вопрос: «Кого бы из наших современников вы хотели написать?», Денис отвечает: «Наверное, президента Удмуртии - Александра Волкова».

- Я считаю, он заслуживает уважения, т. к. благодаря ему был восстановлен Свято-Михайловский собор, - продолжает мастер, - в котором венчались мои бабушка с дедушкой, и который мне дорог как память. Но это должен быть какой-то необычный портрет, неофициозный, нестатичный…

Где посмотреть

Выставку Дениса Никонова можно посмотреть в выставочном зале союза художников России (рядом с Филармонией): ул. Пушкинская 247, тел.: 43-00-10, 73-13-02.

Режим работы выставки

Ежедневно с 10 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Вход свободный.

***

Вот что нужно коллекционировать, а не иностранные "восстановленники" сомнительной ценности.

Андрей Шалыгин

PhD, DBA, Главный редактор National Explorer