Охота

Отряд Соколообразные — Falkoniformes, Семейство Соколиные — Falconidae, Род Соколы — Falco

Кречет — Falco gyrfalco

http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/037.jpg


Губернатор Камчатского края выступил с инициативой ужесточения наказания за перевозку и содержание в неволе кречетов, а также других видов животных, занесенных в Красную Книгу России. «Сегодня незаконная охота на кречетов охватила практически все районы края, - сказал Алексей Кузьмицкий. - Этот вид браконьерства ставит популяцию камчатского кречета на грань полного истребления. При этом застать браконьера на месте отлова, с добытой птицей, практически невозможно. В руки правоохранительных органов попадаются курьеры, связанные с перевозкой и содержанием птиц. В качестве наказания действующим законодательством для них предусматривается лишь небольшой штраф».

WWF поддерживает инициативу Алексея Кузьмицкого, считая существующие санкции малоэффективными.

По мнению WWF cтатья 8.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ должна предусматривать наказание не только за «добывание, сбор, содержание, приобретение…» редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, но и за их «хранение и транспортировку». Кроме того, обоснована необходимость увеличения максимального штрафа с 2 000 до 5 000 рублей с возможностью конфискации транспортного средства, используемого для транспортировки.

В соответствие с разработанным WWF проектом изменений, часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса РФ «Контрабанда» наряду с наказанием за перемещение через таможенную границу России наркотических средств, психотропных веществ их аналогов должна предусматривать ответственность за незаконное перемещение через границу объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Причем привлекать к уголовной ответственности нарушителей нужно за сам факт контрабанды, независимо от стоимости контрабандного товара.

Необходимо внесение поправок в Федеральный закон «Об охоте». Сейчас закон оперирует понятиями «охота» и «охотничьи ресурсы», что исключает его действие в случае добычи (естественно, незаконной) животных, занесенных в Красную Книгу РФ. WWF предлагает заменить понятие «охотничьи ресурсы» на «объекты животного мира» и внести ряд других поправок, которые позволят преодолеть существующий в настоящее время пробел в федеральном законодательстве.

«Мы очень рады, что наши взгляды на необходимость усиления ответственности за уничтожение краснокнижных видов совпадают с предложениями губернатора Камчатского края. Надеемся, что совместными усилиями нам скорее удастся добиться их принятия Государственной думой», - сказал Владимир Кревер, координатор программы WWF по биологическому разнообразию.


Вот предложения WWF России по внесению изменений в законодательство РФ в части усиления ответственности за уничтожение и незаконный оборот дериватов животных и растений, внесенных в Красную Книгу Российской Федерации:

I. Внесение изменений в статью 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений»

1. Дополнить часть 1 статьи 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» после слов «либо добывание, сбор, содержание, приобретение» словами «хранение, и транспортировка».

2. Внести изменения и дополнения в санкцию ст. 8.35 КоАП РФ «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений», увеличив максимальный размер административного штрафа на граждан с двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, а также дополнить возможностью конфискации транспортного средства, используемого для транспортировки.
Обоснованием необходимости принятия предлагаемых изменений в статью 8.35 КоАП является следующие обстоятельства:

1. Краснокнижные виды исключены (запрещены) из гражданского оборота. А хранение и транспортировка являются составной частью гражданского оборота. Таким образом, эти деяния являются антиобщественными и противоправными, но ответственность за это не предусмотрена. В перечне действий, включенном в действующую редакцию данной статьи, отсутствуют такие важные действия как хранение и транспортировка животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ, их продуктов, частей либо дериватов, несмотря на то, что включена ответственность, например, за продажу и пересылку. Т.е. в настоящее время в случае только хранения или транспортировки краснокнижного животного, растения или его части, деривата невозможно привлечь к ответственности лицо, совершающие эти действия, несмотря на то, что это такие же антиобщественные, аморальные и противоправные деяния, как их приобретение, продажа, пересылка.
В связи с этим WWF предлагает расширить перечень действий, совершение которых влечет за собой административную ответственность.

2. Увеличение суммы максимального размера административного штрафа с двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей обосновывается общественной значимостью совершаемого деяния. Поскольку число видов животных и растений, занесенных в Красную Книгу РФ ограниченно, а в некоторых случаях чрезвычайно мало, то для существования и устойчивости их популяции имеет значение жизнь каждой особи.
При этом, учитывая численность, например амурского тигра, или дальневосточного леопарда, количество таких правонарушений не может быть массовым, а является конечным, ограниченным числом особей.
Аналогичное наказание предусмотрено действующим текстом КоАПа, например за:
• Самовольная добыча янтаря (статья 7.5);
• Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (статья 9.5);
• Невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна (часть 5 статьи 11.17) ,
• Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна (часть 6 статьи 11.17).
Общественная значимость уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений не меньше перечисленных выше правонарушений, за которые уже установлена максимальная мера ответственности для граждан.

Предлагаемая редакция статьи 8.35 КоАП РФ

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, хранение, транспортировка, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до (двух тысяч пятисот) пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов, транспортных средств используемых для транспортировки, или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов, транспортных средств используемых для транспортировки, или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов, транспортных средств используемых для транспортировки, или без таковой.


II. Внесение изменений в часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса РФ «Контрабанда»

Внести изменения в часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса РФ «Контрабанда», добавив после слов «стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации,» слова «объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также их частей и (или) дериватов, а также млекопитающих и растений древесных пород, внесенных в Приложения I Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), а также их частей и (или) дериватов,»

Обоснованием необходимости внесения указанных изменений могут служить следующие доводы.
В связи с изменениями, внесенными в часть 1 статьи 18 УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ, увеличивающими объем контрабанды в крупном размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, стало невозможно привлечение к ответственности за перемещение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также их частей и (или) дериватов, а также млекопитающих и растений древесных пород, внесенных в Приложения I Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), а также их частей и (или) дериватов.

В то же время, оборот указанных объектов животного и растительного мира, их частей и дериватов, в соответствии с действующим российским и международным законодательством ограничен, общественная опасность их уничтожения велика, аналогична контрабанде оружия, наркотиков, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей. В связи с этим целесообразно распространить действие 2 части статьи 188 УК РФ на объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, а также их части и (или) дериваты, а также млекопитающих и растения древесных пород, внесенных в Приложения I Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), а также их частей и (или) дериватов.

Это позволит привлекать к уголовной ответственность за сам факт контрабанды этих товаров, независимо от определения их стоимости.

Предлагаемая редакция части 2 статьи 188 УК РФ:

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также их частей и (или) дериватов, а также млекопитающих и растений древесных пород, внесенных в Приложения Конвенции о международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, а также их частей и (или) дериватов, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

III. Внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон «Об охоте…»

1. Внести изменения в Закон «Об охоте …». В пункт 5 статьи 1 в понятии «охота» заменить «охотничьи ресурсы» на «объекты животного мира»;

Обоснование необходимости предлагаемых изменений следующие:
С вступлением в силу Закона «Об охоте…» охота на животных, занесенных в Красную книгу РФ, фактически выпала из состава преступлений, подпадающих под статью 258 УК РФ, т.е. уголовная ответственность за охоту на животных, внесенных в Красную Книгу (в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена), отсутствует.
Причинами этого является следующие положения действующего Закон «Об охоте…»:
• Понятийный аппарат закона (охотничьи ресурсы, добыча охотничьих ресурсов, охота) и его действие распространяется исключительно на охотничьи ресурсы, которые используются или могут быть использованы в целях охоты согласно данного закона.
• В статье 11 перечислены все виды, относящиеся к охотничьим ресурсам. Соответственно выслеживание и добыча других животных, не перечисленных в ст. 11, не являются охотой, и соответственно нельзя говорить о нарушении правил охоты и незаконной охоте.
• Ч.4 ст.11 закона запрещает добычу млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ, однако фактически никакая ответственность за это не предусмотрена. К нарушениям правил охоты это отнести нельзя, т.к. краснокнижные виды не относятся к охотничьим ресурсам. К незаконной охоте – тоже нельзя, т.к. охота может быть только на охотничьи ресурсы.

***

 

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook

"Под Крылом Сильной Компании"

Андрей Шалыгин


Национальный фонд Святого Трифона


Республиканская Финансовая Корпорация


 

PhD, DBA, Главный редактор National Explorer