Известный меценат и Председатель Правления Общества любителей древней письменности Герман Львович Стерлигов в очередной раз порадовал нас, представив уже шестой и седьмой по счету тома "Царь-Книги", - первого в России общедоступного издания "Царской Книги", - "Летописного Свода" Ивана Грозного, созданного для личной библиотеки Ивана IV.
Лестница к Дому Пашкова. Фото Андрей Шалыгин
Книги "Александр Македонский" и "Иудейская война" продолжает "всемирную историю" отраженную в лицевом своде Ивана IV. Как и прежние тома, а именно - Троя и четыре тома Елисаветградского Евангелия, - книги совершенно бесплатно доступны каждому желающему в Доме Пашкова, в Обществе любителей Древней письменности. К сожалению, Елисаветградское Евангелие уже полнотсью роздано желающим, и в настоящий момент можно в ограниченном числе еще получить только книгу "Троя".
Герман Львович Стерлигов Дом Пашкова - фото Андрей Шалыгин
Ранее я уже писал о серии благотворительных изданий Германа Стерлигова и Лицевом Своде Ивана Грозного, - материалы доступны по данным ссылкам:
Напомним, что до настоящего времени в России просто не существовало доступного даже ученым факсимильного издания Свода. Оригинал главного исторического свидетельства об Истории России сегодня хранится в различных частях в различных библиотеках страны, а факсимильные издания, выпущенные единичным тиражем ранее, в основном были рассчитаны на использование в качестве неиспользуемого подарка различным "ВИП" лицам никакого отношения к науке, истории и письменности не имеющим. Да и стоимость такого издания выходила за все разумные границы, поэтому издание было доступно только тем, кто в нем не нуждался.
Герман Стерлигов издал данные два тома в основном на собственные средства, а также частично на средства пожертвованные Токаревым Николаем Петровичем, Президентом ОАО Транснефть. Стерлигов выразил также благодарность за помощь Бабкину Константину Анатольевичу ("Промышленный Союз").
Доступно для увеличения по нажатию
Как всегда издание выполнено при помощи высококлассной современной технологии и представляет собой точнейшее факсимильное издание полностью повторяющее оригинал вплоть до качества цветоделения. Единственное отступление от оригинала, допускающееся с 5 по 7-й тома - транскрипция на полях со старослаянского на современный русский.
Повторены абсолютно все страницы, начиная со шмуцтитулов и включая технические. Так что даже печать Рукописного Отделения Библиотеки Императорской Академии Наук Вы получите в масштабе 1х1.
Андрей Шалыгин
(Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга) — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40—60-х годах XVI века (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 17 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Слово «лицевой» в названии Свода означает наличие огромного количества миниатюр, то есть история дана "в лицах"
Тома сгруппированы в относительно хронологическом порядке:
Свод создан, вероятно, в 1568—1576 гг. (согласно некоторым источникам работа началась в 1540-х годах), по заказу Ивана Грозного, в Александровской слободе, бывшей тогда резиденцией царя. В работе принимал участие, в частности, Алексей Фёдорович Адашев. Около 1575 года в текст внесены правки, касающиеся царствования Ивана Грозного (видимо, под руководством самого царя). Первоначально свод не был переплетён — переплет осуществлялся позже, в разное время.
Единственный оригинальный экземпляр Свода хранится раздельно, в трёх местах:
Б. М. Клосс охарактеризовал Свод как «самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси». Миниатюры из Свода широко известны и применяются как в виде иллюстраций, так и в искусстве.
***
возникло в эпоху Великих реформ Александра II по инициативе известного историка князя Павла Петровича Вяземского и московского предводителя губернского дворянства графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Их начинания поддержали сорок восемь учредителей - виднейших государственных деятелей, ученых и предпринимателей, и среди них: фельдмаршал князь А.И. Барятинский, князь П. П. Вяземский, граф А.В. Бобринский, директор московских Музеев В.А. Дашков, митрополит Макарий, граф С. Г. Строганов, ректор Московского университета академик Н.С. Тихонравов, историки П.И. Бартенев и В.О. Ключевский, филолог и хранитель Румянцевского музея Е.В. Барсов, старший хранитель Императорской Публичной библиотеки Р.И. Минцлов, московский предприниматель и владелец художественной галереи К.Т. Солдатенков и др.
Со дня основания Общество находилось под покровительством императрицы Марии Александровны. После 1917 г. Общество некоторое время работало под названием Общество древней письменности и искусства.
Среди изданий Общества – «Изборник Святослава», «Синодик Холмогорский», «Радзивилловская летопись», «Книга Козьмы Индикоплова» и другие памятники древней письменности.
Общество имело богатый музей и располагало обширным собранием древних рукописей (более 1 700) и старопечатных изданий.
Устав ОЛДП был утвержден 17 мая 1877 г. Министерством народного просвещения на основании высочайше утвержденного 6 мая 1877 г. положения комитета министров. Первый основополагающий пункт Устава гласил: «Общество Любителей Древней Письменности имеет целью издавать славяно-русские рукописи, замечательные в литературном, научном, художественном или бытовом отношении, и перепечатывать книги, сделавшиеся библиографической редкостью, без исправлений». В соответствии с Уставом в круг изданий ОЛДП вошли:
На средства ОЛДП только в 1870–1890-е гг. было издано свыше 200 факсимильных изданий рукописей и их фрагментов, создана уникальная библиотека, музей и коллекция (хранящаяся ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки), организовывались археографические экспедиции, субсидировались научные проекты. Общество занималось и самостоятельными научными исследованиями, по результатам которых проводились заседания, заслушивались доклады и сообщения, читались лекции. ОЛДП пережило Октябрьскую революцию и прекратило свое существование в 1932 г.
***
Идея возрождения традиций ОЛДП возникла в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки и неоднократно обсуждалась на Румянцевских чтениях. В начале 2008 г. эти замыслы нашли понимание и поддержку среди московских предпринимателей, объединенных любовью к русской истории, рукописной книге и заботой о подрастающем поколении. Было принято решение возродить традиции ОЛДП на базе НИО рукописей РГБ, что и реализовалось совместными усилиями осенью 2008 г. в рамках создания Благотворительного фонда содействия развитию культуры «Общество Любителей Древней Письменности». Вместо торжественной презентации Фонд сразу приступил к работе и уже осуществил свое первое факсимильное издание одной из самых красивых рукописей, хранящихся в Российской государственной библиотеке: Елисаветградского Евангелия.
Свою главную задачу Фонд видит в просвещении и воспитании подрастающего поколения на высоких образцах древней православной письменности, которые должны наконец перейти из разряда раритетов, доступных лишь ограниченному кругу ученых, в необходимую составляющую образования и культуры.