Подводная охота

Мы постоянно звонили на базу в Астраханскую область, спрашивали о прозрачности воды, но она по-прежнему была мутная. И вот, очередной звонок на базу дал подтверждение, что прозрачность воды - порядка 3-х метров.

Берем на работе короткий отпуск. День на сборы и в ночь выезжаем на машине к Алексею. Доехали до места быстро, всего за 15 часов. Дорога была неплохая, только после Волгограда пошел мокрый снег, и скорость пришлось снизить.

Залезаем в воду и начинаем нырять

Когда мы приехали на место, на земле лежал снег, деревья и кустарники были в снегу. Пейзаж был просто прекрасен: не было Астраханской серости, и такое количество снега в это время года удивляло даже местное население. Разместились мы в двухместном номере местной гостиницы, в котором были душ с горячей водой, телевизор, холодильник и туалет. Весь вечер мы готовились к подводной охоте: проверяли снаряжение, костюмы, ружья, фонари, фото и видеотехнику. Утром первого дня, быстро позавтракав, переодевшись в гидрокостюмы прямо в номере, положив снаряжение в машину, мы поехали к реке, где нас ждал егерь Дмитрий.

Погрузив вещи в лодку, мы пошли на ней к заветным местам на реке. Егерем Дима работает давно, но с подводными охотниками встречался нечасто. Рыбаки, которые пользуются услугами Дмитрия, приходят всегда с хорошим уловом. Мы доверились этому местному егерю, так как он знает хорошо рельеф дна реки и глубины. Подойдя к первому месту, мы, не раздумывая, залезли в воду. Прозрачность воды в реке была небольшая - около двух метров, температура +2градуса. Поныряв на первом показанном месте, где глубина была всего около 4,5 метров, и, убедившись, что под затопленными деревьями ничего нет, поплыли дальше в поисках лучшего варианта. А я про себя мысленно думаю: прямо как у нас дома на реке - место хорошее, кругом коряги, а рыбы нет. Тут наш Дмитрий предложил воспользоваться эхолотом. Решили попробовать проверить завал с его помощью. Смотрим на экран - эхолот показывает, что рыбы нет. Но вид уж очень хороший: красивый такой «коряжник» в тихом месте. Решаем удостовериться воочию - залезаем в воду и начинаем нырять. Натыкаемся на сомов, в сторону от нас уходят два сазана, примерно по 6-8 кг весом. Не теряя времени, стреляем сомов и достаем их из воды. У нас сразу поднимается настроение, и мы тут же ныряем в поисках ушедших сазанов и находим одного из них метрах в десяти, вверх по течению. Правда, подбить удается только одного - второй ушел.

Не долго думая, садимся в лодку и плывем дальше. Настроение у нас уже приподнятое - рыба здесь есть! Дальше шло как по маслу: в каждом коряжнике, где мы останавливались, была рыба, и после двух часов охоты в нашей лодке оказался неплохой улов. Вечером в гостиничном номере мы обсудили наш первый день охоты. И стали готовиться ко второму дню: просушили костюмы, перепроверили снаряжение, провели переговоры с нашим егерем. И решили пойти на лодке в то же место, только чуть выше по течению реки. Места там уж очень красивые и рыбные. Эти места полностью противоположны ситуации на раскатах. Там, идешь на лодке - взлетают лебеди, везде растет камыш и лотос, а здесь - наоборот: летают орлы, и кругом одни коряги и обрывистые песочные берега. Вот такая разная природа у одной и той же реки.

Второй день охоты

Он был менее удачным, чем первый, но все же мы остались довольны. Подойдя к воде утром, мы были удивлены: у берега вода стояла мутная, и с моря дул сильный ветер. Я сказал вслух: «конец нашей охоте, мы сегодня ничего не увидим». Но Дмитрий с настойчивостью стал нас убеждать, что вода в том месте, где мы будем охотиться, будет такая же чистая, как вчера. Придя на место, мы увидели, что вода была такой же прозрачной, как и в первый день охоты. Похоже, ветер здесь не хозяйничал, благодаря высоким берегам и большим деревьям, растущим на них. Уровень воды упал почти на полтора метра за две недели - рассказывал Дмитрий. Это подтверждала кромка льда, оставшаяся после падения уровня воды. Я взобрался на эту кромку, немного рискуя - вдруг она треснет, и я упаду. Сидя на кромке льда, я поправлял своё специальное обмундирование и оборудование.

На этом месте решили в основном охотиться на судака, так как его было сложнее найти и подстрелить. Но все получилось наоборот: попадались на глаза одни сазаны и сомы. После двух часов охоты у нас уже был неплохой улов в лодке.

подводная охота на Ахтубе

И тут со мной приключилась небольшая история. Заметив на глубине 3,5 метров сазана, стоявшего в небольшом «коряжнике», я выстрелил в его толстую чешую и попытался вытащить из воды. К моему изумлению, гарпун застрял в иле и не хотел выниматься. Отпускаю рыбу, упираюсь в грунт ногами, тяну, что есть силы, а вытащить не могу. Выныриваю на поверхность, зову на помощь друзей и передаю им свое ружьё. Благо на нем была катушка, что позволило на лодке подойти и взять ружьё, вместе с подбитой на лине рыбой. Лодку друзья удерживали на том месте, где застрял гарпун, а я продолжал нырять и копать ножом яму вокруг гарпуна. Ныряя, я повторял про себя, ну почему не взял запасной гарпун или не купил наворачивающиеся наконечники. Но, при очередном нырке я был просто шокирован, так как в вырытой мной яме стояла приличная буфула. Отпугнув ее рукой, я принялся копать дальше. Час моих раскопок прошёл сравнительно незаметно, и вот она – победа: гарпун у меня в руке. Выныриваю, показываю его, и мы продолжаем охотиться дальше. Иван, мой напарник, уже стал через некоторое время замерзать: у него толщина костюма составляет 7 мм, а у меня – 9 мм. На сегодня решаем охоту закончить. Возвращаемся на базу с неплохим уловом, в основном - сазан, сом, судак. Все остались довольны. Егерь Дмитрий был в очередной раз удивлен нашим уловом. На следующее утро решаем, что будем охотиться на старом русле реки. Там река шире, но мельче, и также есть затопленные деревья и омуты.

Третий день охоты

Мы - снова на воде, плывем на новое место. Лодка идет хорошо, мимо нас проносятся деревья и крутые обрывы. Практически над нами кружит стая орлов. Подходим ближе и видим, что в воде лежит мертвое животное. Теперь мы понимаем, что вызвало такое большое скопление птиц. Пока мы между собой обсуждали это интересное явление, успели дойти до места.

Залезаем в воду у первого затопленного дерева и сразу ощущаем, что глубина в этом месте небольшая. Сразу попался на глаза судак, он уходит с места быстро, выстрелить не всегда в него удается. А вот сазан подпускает близко, стоит он стаей и с места практически не уходит. Иногда рядом с сазаном стоит сом.

Расскажу только об одном месте, с виду оно неприметное, течение сильное, глубина порядка 3,2 метра, и только две веточки из воды торчат – единственная примета, которая помогает его опознать. А под водой совсем другая картина: здоровенный, словно спрессованный, завал. И под ним на дне стоит много рыбы, причем различной. Просунуть длинное подводное ружьё между веток и выстрелить - нетрудно. А вот достать рыбу из завала нелегко. Понадобился почти час, чтобы исследовать завал и найти в нем три самых уязвимых для рыб места. После такой разведки начали нырять и доставать рыбу, то есть получать удовольствие от подводной охоты, не забывая при этом об ее правилах.

Одно из них гласит: «Не стреляй в рыбу, если не можешь вытащить её из воды». Улов в конце охоты был неплохим: в основном, конечно, сазан и сом, но судак тоже был, и подбили еще двухкилограммовых язей. На последнюю добычу наш егерь даже не обратил внимание. Ведь по местным меркам эта рыба совсем не в цене

подводная охота на Ахтубе

А иногда, охотясь вместе с начинающими охотниками, попадаешь в такие комичные ситуации, что становится очень смешно. Одну историю я вам расскажу прямо сейчас. Она произошла как раз на третий день охоты. Алексей давно хотел заняться подводной охотой, все обмундирование купил, вот только не с кем ему было охотиться. Тут-то мы и сошлись с ним: он - директор базы, а я - охотник. Все, что мог, про охоту я ему рассказал, но это слова, а на практике все совсем по-другому. И вот что приключилось. Вода на Мангуте не очень чистая, и рыба хорошая стоит от 3,5метров. Осматривая под водой завалы деревьев, я искал рыбу, но так, чтобы глубина, на которой она стоит, была не более 2 метров. А как назло, сазан стоял на 4 метра и более. Поэтому я мог только о нем рассказать Алексею, так как он глубже двух метров нырнуть не может. И вдруг везенье: нахожу сазана на глубине порядка 2,2 метра, он в кустах стоит хвостом ко мне. Я выныриваю и рассказываю о нем Алексею. Он загорается от радости и ныряет туда, куда я ему показал. Потом выныривает, смотрит на меня и говорит, что там нет ничего. Я подумал, что сазан ушел, ныряю, чтобы убедиться - сазан на месте. Даю Алексею точные подводные ориентиры, то есть расположение коряг, и жду его на поверхности. Всё повторяется снова и снова: сазан стоит, а Алексей ныряет и не видит его. Так бывает, что начинающий охотник не видит рыбу в упор. Но меня это не расстроило: беру из лодки буй с оранжевой веревкой, привязываю груз, ныряю и подсовываю сазану прямо под хвост, всплываю, проверяю - сазан стоит. Теперь подробно объясняю Алексею: спускаешься по веревочке до груза, смотришь вперед и стреляешь, понял? – Понял. - Давай. В лодке уже все смеются, а нам с ним не до смеха, нам результат нужен. Выныривает он и опять говорит, что там ничего нет. Я проверил - сазан на месте, и тут начинаю хохмить над горе–охотником. Говорю ему: Алексей, ну не могу я веревку к хвосту привязать, сазан - не ручной . И вот на четвертое ныряние нас ждала удача. Сазан был пойман, а сколько радости в глазах Алексея я увидел … Мне было очень приятно, что он поймал свою первую рыбу со мной на подводной охоте. Весь четвертый день охоты мы решили посвятить копчению и разделке рыбы.

Четвертый день охоты

В приготовлении рыбных деликатесов, оказывается, есть тоже свои секреты. В нашем случае мы готовили балык из сомов, сазанов и коптили судака, щуку, сома, окуня.

Процесс приготовления копченой рыбы нас очень заинтересовал. Егеря нам на практике показали, как без ножа удалять жабры и внутренности рыбы. Снаружи рыба при этом остается целая, что сохраняет ее товарный вид. Был показан еще один интересный способ приготовления - «шприцевание» рыбы солевым раствором. При таком способе рыба также остается целая, а раствор, попадая внутрь, впитывается намного быстрей, чем при простой засолке. Коптили мы свой улов на ольховых и яблоневых опилках. Ведь они считаются лучшими для копчения, так как придают рыбе незабываемый аромат и улучшают её вкусовые качества. Вот так прошёл весь день. Мы были довольны приготовленными нами рыбными деликатесами. Домой нам было что везти, ведь улов был очень хороший, а ещё, будучи приготовленным, имел красивый товарный вид. Оставался последний пятый день.

Пятый день

Решено было в этот раз пройтись по старым местам. Рыбы там предостаточно, а места для охоты весьма интересные. Подошли на лодках к тому месту, где была небольшая заводь. Глубина в центре русла реки была порядка 18 метров, а по берегам реки всего 4–5 метров. По словам местных жителей, в этом месте водятся толстолобик, сом и сазан.

Толстолобика мы так и не встретили, так как в водоеме вода была недостаточно прозрачная. В одном месте, у края заводи, на глубине 4,5 метров из воды торчали деревья. Решено было начать поиск рыбы у этих деревьев. Опускаясь по стволу дерева, внизу, в самом корневище дерева, я заметил большие торчащие хвосты. Потом я опустился на самое дно и занял удобное положение для стрельбы. Передо мной открылась такая картина: сазаны стояли ряд к ряду крупные, откормленные, как в питомнике. Без фонаря здесь делать было нечего, так как на дне тогда было очень темно. Но в этом и был какой-то охотничий интерес. Опускаешься вниз, светишь по стволу дерева, находишь корни, ложишься на дно и, освещая корни, видишь стоящую перед тобой рыбу. Дальше остаётся сделать точный выстрел и вытащить рыбу из-под корневища. Сом, например, из корней дерева за гарпун достаётся намного легче, чем сазан, так как он более гибок. У этих деревьев мы и провели весь остаток времени, потому что корней и затопленных деревьев там было предостаточно.

У нас на охоте был еще один случай: когда мы охотились, наткнулись на сомика, стоящего в корягах на мелководье. Я почти выстрелил в него, но краем глаза заметил, что сом привязан железным куканом за жабры, а леска запуталась в корягах. Рассказав про находку друзьям, которые были в лодке, мы решили сфотографировать сомика, а потом отпустить его на волю: жалко рыбу, так как неизвестно, сколько она провела времени, сидя на кукане. Хочу сделать вывод, что в местах, где вода бывает прозрачная только несколько месяцев в году, можно неплохо поохотиться и пополнить свою личную коллекцию хорошими трофеями. А также удивить местных жителей пойманной рыбой и способом ее ловли.

И, может быть, через некоторое время в этих водоемах будут охотиться местные жители, ныряя под завалы деревьев и вытаскивая оттуда больших сазанов, судаков, сомов. Ведь насмотревшись на нас, они сделали вывод, что подводная охота - очень интересный, увлекательный и здоровый вид спорта. Возвратившись в Москву, мы угостили друзей и родственников нашим уловом: судаками, сомами, окунями, которых сами закоптили.

При этом мы рассказывали и показывали фотографии, сделанные во время нашей подводной охоты. И всем желали здоровья, которым запаслись и мы.