Снежные барсы на грани вымирания
Три дня лесом и полем – группа туристов и журналистов оказались в родном месте обитания снежных барсов. Сейчас в горах Киргизии насчитывается от 200 до 300 особей барса. Между тем в отдаленных районах высокогорья Центральной Азии и Гималаях еще обитают порядка 2500 барсов. Такие цифры представили егеря Сарычат-Эрташского заповедника. По словам представителей охраны природы, такая большая разница в цифрах связана с миграцией животного, проследить за которой практически невозможно.
Как считают снежных барсов
– Для слежения за хищниками в дикой природе необходима дорогостоящая аппаратура, – пояснил егерь. – Раньше нам приходилось все подсчеты делать примерно, а теперь, благодаря японским коллегам, мы можем наблюдать за животными со спутника. Буквально в октябре месяце мы одели ошейники с датчиками нескольким десяткам представителям фауны. Кроме того, у нас по территории парка расставлены фотоловушки, получая информацию с которых мы также наблюдаем за жителями заповедника.
Браконьеры - на пройдут
На вопрос о браконьерах, орудующих на охраняемой зоне, охотники ответили, что это практически невозможно, и им удалось на корню пресечь деятельность таких групп. Несмотря на огромную площадь владений Сарычат-Эрташского заповедника, которая составляет 72 га, добраться туда человеку незнакомому с этими местами не просто, он расположен на высотах от 2000 до 5500 метров над уровнем моря. Основная часть работников заповедной зоны – местные жители, они родились и выросли в этих горах. Так что они знают здесь каждый куст, соперничать в этом с ними даже опытному браконьеру не по силу. Информацию также подтвердили и в реабилитационном центре для диких животных в поселке Ананьево.
Реабилитационный центр для снежных барсов
– У нас в центре постоянно живут пять снежных барсов, двое из них самки по имени Колючка и Фиалка рождены здесь, – комментирует директор реабилитационного центра Nabu Виктор Кулагин. – Все началось в 90-годы, после распада союза. Тогда браконьерство было очень развито по многим причинам:
- во-первых, много охотников, которые раньше были задействованы в лесном хозяйстве, вдруг остались не у дел, а они больше ничего не умели. Вот и стали промышлять убийством редких животных.
- во-вторых, отсутствие законодательной базы.
Именно в такие времена у браконьеров был изъят маленький барсенок, они убили его мать и он мог погибнуть. Для спасения жизни, малыша передали правительству Германии, затем нашли еще одного раненного барса. И немцы предложили профинансировать открытие реабилитационного центра в Киргизии. Это ведь наше достояние. В 2002 году здесь появились первые постояльцы – это самец Кунак и две самки Багира и Алсу. Затем у них появились дети – Колючка и Фиалка. Сейчас к нам в центр чаще поступают редкие птицы, не так давно были найдены три детеныша рыси. После реабилитации двое из них отпущены в дикую природу, а третий «котенок» по кличке Леопольд остался жить у нас, он стал слишком ручным.
Условия для барсов в центре созданы – курортные. Просторные вольеры, двухразовое питание. Для больных постояльцев и фарш могут сделать. В неволе животное может прожить около 15-17 лет. В Дикой природе – этот возраст практически вдвое ниже. Барс хоть и находится на верхней ступени пищевой цепочке, однако животное нестайное, а значит даже при незначительной травме, может погибнуть.
За год 5 снежных барсов съедают 100 осликов
За год пять барсов съедают около 100 осликов, всего же немецкие инвесторы на содержание центра выделяют 500 тысяч сомов. Эта сумма практически вся тратится на еду, работников всего пятеро, один начальник, а четверо и охранники, и уборщики, и исследователи.
На черном рынке шкура снежного барса стоит 60000 долларов США
По словам Виктора Михайловича, сейчас опасности для барсов нет, так что для увеличения их популяции необходимо только время. На черном рынке шкура снежного барса стоит 60000 долларов США, а штраф достигает 500 тысяч сомов (329 тысяч рублей). Несмотря на то, что игра стоит свеч, шансов сбыть шкуру снежного барса – практически нет. Пройти таможню с таким грузом просто нереально. Кроме того, экологи и защитники дикой природы уже озаботились судьбой барса.
Программа увеличения численности снежных барсов
Госагентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству совместно с ПРООН, разработала программу по увеличению популяции барсов, рассчитанную на четыре года с бюджетом почти в 6 миллионов долларов США. Как сообщили авторы, финансирование будет происходить за счет иностранных инвесторов. По проекту запланировано открытие еще одного заповедника, который будет соединен с уже существующим, буферным коридором. Расширение территории, по мнению разработчиков концепции по спасению барсов, и станет фактором увеличения особей.
За 15 лет в Кыргызстане задержано более 200 охотников на снежного барса
За последние 15 лет в Кыргызстане задержано более 200 браконьеров, промышляющих незаконной торговлей снежными барсами. Об этом сообщил вице-президент союза охраны природы Германии «NABU» Томас Тенхардт на Всемирном форуме по защите снежного барса на Земле во вторник.
«За 15 лет сотрудничества нашей организации с кыргызским правительством по борьбе с незаконной торговлей снежными барсами и неэффективной правоохранительной деятельностью. Нам удалось остановить более 200 браконьеров, промышляющих незаконной охотой и торговлей снежным барсом или продукцией из частей тела ирбиса. Многие из них получили долгие сроки тюремного заключения», - сообщил Т. Тенхардт.
По его словам, основными объектами торговли выступают ковры из шкур, мех, зубы и когти, используемые для роскошного декорирования интерьеров.
«Кроме того, известны случаи, когда мясо барса используется в гастрономических целях. Сейчас незаконная торговля и спрос на продукцию из частей тела снежного барса наблюдается как внутри государств, так и на международном уровне, поэтому борьба с браконьерством и сохранение снежного барса является нашей общей задачей», - заключил Т. Тенхардт.