***
Верно, белый барс – это оберег нашей земли, гордость народа. Без него явно наши горы омрачатся, а мы ослабеем. На том форуме президент А. Атамбаев сказал, что если всего несколько лет назад в Кыргызстане водилось 600 барсов, то на сегодняшний день осталось ориентировочно лишь 300 особей. По обыкновению разгорячившись, он даже выпалил: «Стрелять в белого барса - все равно, что стрелять в свой народ. Не будьте манкуртами». Пусть это резкие слова, но абсолютно правильно сказанные. Наряду с этим с целью продвинуть вперед «дело» белого барса было дано задание по проведению ряда государственных мероприятий. Пока трудно сказать, какие результаты вышли от тех действий, которые должны были осуществляться совместно с международным сообществом. Но меня беспокоит один факт, поэтому пишу об этом.
Видео Андрей Шалыгин
На прошлой неделе фракция «Республика» в ЖК вызвала председателя Государственного агентства по защите окружающей среды и лесному хозяйству Сабыра Атажанова и хорошенько помучила его. На заседании фракции депутат Роза Акназарова сказала так: «К нам приезжал иностранный цирк «Москва-Империал». Они здесь находились на гастролях несколько недель, затем при отъезде пытались увезти вместе со своими дрессированными львами, леопардами также детенышей белого барса. Но их задержали на границе. Неизвестно, что случилось потом с детенышами белого барса. Об этом говорилось в печати…»
Я попробовал найти, в каком из СМИ прошла та информация, оказалось, событие произошло весной 2003 года, о чем говорилось на сайте Акипресс (10.03.2003). Там сообщалось, что циркач С. Даутова купила двух котят барса за 3 тысячи долларов, пыталась вывезти их из Кыргызстана. Но соответствующие органы подцепили ее на крючок. А барсят должны были отправить в биосферный заповедник на Иссык-Куле. Осталось неясным, отправили туда, или увезла та женщина-циркач. Скажем без сарказма, отличная память у депутата Р. Акназаровой, запомнившей события 12-летней давности. К тому же речь не о том, когда произошло событие, а о том, что у нас произошло такое событие. На самом деле разве неправда, что белые барсы едва не были истреблены некоторыми нашими гражданами, которые ради денег продадут отца родного?
Касательно сегодняшнего дня. Если мы хотим сохранить белого барса, то самое первое – необходимо сохранить его пищу, точнее, архара-кулжа (горный баран), козлов и коз. Наверняка это любому понятно. Как назло, по словам независимого экологического эксперта, ученого Эмиля Шукурова, оказывается, мы истребили животных из «Красной книги». Он отмечает, когда они вместе с GIZ проводили учет диких животных, архаров-кулжа вообще не осталось в Джалал-Абадской, Ошской областях. Что же это за трагедия?! А беря в целом по Кыргызстану, наверное, осталось всего около 20 тысяч архаров-кулжа, 50 тысяч козлов и коз. Выражаясь языком античности, это подтверждает сам «бог природы» С. Атажанов. Таким образом, вместе с некогда пасшимися в изобилии баранами, плодившиеся хищники теперь исчезают. И как мы сможем спасти белого барса?! Как известно, барс не жует камни, не ест траву, не грызет ледники. Его основанная пища – дикие жвачные животные.
Как правильно отметил на прошедшем заседании фракции «Республика» Максат Сабиров, истребляют кулжа, диких горных козлов все те же наши чиновники - обухи топора. По словам депутата, куда деваться простым людям, берущим с них пример? Все с ружьями только и отслеживают архаров-кулжа, горных козлов и коз, это мы не можем скрывать. С. Атажанов сказал: «В таком случае, издайте закон, чтобы чиновники не отстреливали». Как видно, сомнительно принятие такого закона депутатами. Потому что известно ведь, во главе чиновников, о которых говорит М. Сабиров, стоят именно эти депутаты.
По словам «бога природы» С. Атажанова, за счет истребления иностранцами кулжа (приобретающие специальные лицензии) мы в год получаем 31 млн сомов прибыли. Или, иными словами, не хватает только 1 млн сомов до размера налогов, поступающих с рынка «Дордой». «Но эти средства используются на содержание охотничьих хозяйств», - говорит С. Атажанов. На заседании фракции стало известно, что по Кыргызстану работают 122 государственных егеря, они охраняют земли площадью 7 млн 900 тысяч гектаров, а зарплата их составляет всего 2 тысячи сомов. Таково их количество, и такова их зарплата, и какой же егерь осчастливит своей работой?! Напротив, он что, не может разве загонять кулжа даже пешком, поймать, привязать к камню и кому-то «продать»: «Вот, стреляй»?! Итак, мы остались в положении, словно волка поставили охранять овцу.
С. Атажанов отметил, что все земли Кыргызстана, где обитают архары-кулжа, четко поделили между собой более 70 охотничьих хозяйств. Но они не платят земельных налогов. Всего-то якобы выплачивают в местные бюджеты 20% от отстрелянных животных. Это само по себе вызывает вопрос. К примеру, я руководитель охотничьего хозяйства, никто кроме меня и моих помощников не знает, в какой горной ложбине, щели я нахожусь и что делаю. И что, я сам пойду вносить в местный бюджет деньги со словами: «Я в таком-то месте дал отстрелить такого-то кулжа»? Если у меня есть голова на плечах, почему бы мне не решить: «Эх, надо было сказать, мол, туристы не приезжают, мы не отстреливали».
Вот почему, если мы хотим сохранить белого барса, самое первое, нам надо сохранить диких жвачных животных. Следовательно, есть рациональное зерно в предложении депутата М. Сабирова, что надо объявить мораторий на отстрел архаров-кулжа, горных козлов и коз. А без этого, видимо, мы потеряем их. А если лишимся их, значит, лишимся и белых барсов.
Темирбек АЛЫМБЕКОВ