О папковой гильзе замолвлю я слово...
Хороший бой у ружья бывает, если внутренний диаметр гильзы близок размеру канала ствола. Именно толщина стенок гильзы и соответствие её сверловке патронника дает максимальную обтюрацию и существенным образом сказывается на бое ружья.
Внутренний диаметр папковой гильзы 1975г, СССР, равен 18.1+0,2 мм, латунной 19,5 мм.
Меньший диаметр картонной гильзы, очевидно, обусловлен большей толщиной стенки гильзы для необходимой её прочности.
Большинство ружей имеют сверловку патронника под бумажные и полиэтиленовые гильзы. Это многим охотникам хорошо известно, а старая добрая, толстостенная, обычно еще советская или картонная гильза Hubertus, ГДР, лучше всего подходили этому правилу, для большинства отечественных и даже более старых зарубежных охотничьих ружей, сверленных под папковую гильзу, которых до сих пор еще много служит верой и правдой в заботливых руках их владельцев.
Добротная папковая гильза обычно не боится двукратного переснаряжения, бывает удачно выдерживает и трех-четырех разовое использование, при стрельбе из строгих патронников. Раньше, много десятков лет тому назад встречалась в продаже отечественные папковые гильзы на упаковке, которых гордо красовалась надпись - многострельные, но обычно такие и даже однострельные гильзы, в эпоху дефицита, перезаряжались не более трех раз. Во всяком случае, я лично не имея в большом количестве картонных гильз для своего первого, ТОЗ-БМ, 16-го калибра, так и поступал.
Считается, что с «папки» хорошо стрелять в ружьях 12-го калибра, с каналом ствола 18,2 мм с допуском + 0,2 мм. Это действительно было так на отцовском ружье Иж-58, с внутренним размером стволов 18,3 мм, да и канал 18,4 мм, ствола моего МР-153, также имеет хороший бой на патронах снаряжённых в бумажные гильзы.
Но в таких стволах с диаметром канала 18,2-18.4 мм бой с «латунки» был уже заметно хуже.
А вот тульские ружья прежних лет, как ТОЗ-34 и более современный ТОЗ-120 имеют внутренний размер ствола 18,5 мм с допуском в плюс. Очевидно тульские оружейники пошли на такой шаг с учетом использование охотниками и латунных гильз. С подобным диаметром канала стволов 18,5 мм, выпускались ружья и гораздо раньше у других производителей. Об этом писал еще в прошлом веке С. А. Бутурлин – большой знаток охоты и охотничьего ружья. Он много стрелял, экспериментировал, изучая и пробуя разные охотничьи ружья и пришёл к выводу об универсальном размере канала ствола, и с более равномерной осыпью, равным 18,5 мм, для 12-го калибра. Такие ружья нормально стреляют патронами, снаряженными в латунные и близкими к ним по размерам тонкостенные, современные, пластиковые гильзы.
В то же время, у ружей с каналом ствола 18,2 мм отдача сильней, нежели ружей с диаметром 18,4-18,5 мм и это хорошо заметно, особенно при частой стрельбе, из двух разных ружей попеременно, например, на стрельбище. Но при вдумчивым, индивидуальном подборе патрона ни у «узкогодулого», ни у широкого канала ствола заметных преимуществ не будет. Поэтому какое у Вас в руках ружье, совсем не важно, а главное под него попытаться подобрать свой патрон. Ведь от любого ружья, можно добиться резкого боя индивидуально подобрав компоненты снаряжения патрона: гильза, капсюль, порох, обтюратор, пыж, дробь. И если Вам вдруг этого сделать не удалось, то не стоит отчаиваться, ибо все эти выстрелы по бумажным мишеням, часто ни идут ни в какое сравнение с выстрелами на охоте, по отношению к количеству добытых трофеев, так как ситуации и случаи на охоте, у всех бывают совершенно разные. Порой, замечаешь у охотника в руках, ружье и патроны с посредственным боем, но глядишь он всегда почему-то с дичью. Другой же имеет отличный по всем показателям комплекс - ружье и патрон, но с трофеями у него совсем не густо.
От стрельбы из свободных патронников, экстракции из помповых и самозарядных ружей неизбежно деформируется закраина донца гильзы. Этому явлению подвержены все типы гильз без исключения.
Несомненными плюсом картонной гильзы является ее дружелюбие, по отношению к природе. При стрельбе из самозарядных ружей, в густой траве или зарослях на болоте их сложно бывает найти и подобрать. Однако это не беда, экология не пострадает и через два-три года они исчезнут без следа.
Отличает их и постоянство боя в разных температурных режимах.
Патроны, снаряженные в папковые гильзы особенно хорошо подходят для зимних охот, но лишь в тот период, когда нет высокой влажности и резких колебаний дневных температур от минуса в плюс. В противном случае, неподготовленные к влажной погоде, патроны в бумажных гильзах могут отсыреть, что чревато неполноценным выстрелом "плевком". А затяжной выстрел еще более опасен для охотника, если поспешивший стрелок не выждет несколько секунд и быстро попытается перезарядиться. Бывает, что переснаряженные неоднократно папковые гильзы после выстрела, рвутся по шву в нестрогом патроннике, это не так досадно. Гораздо неприятней, если происходит кольцевой отрыв донца ветхой гильзы. И затем, если сразу всунув плотно палец в оставшуюся трубку в патроннике и провернув вместе с ней ни удалось извлечь оторвавшуюся часть, то приходится порой долго исхитряться подручными средствами доставая глубоко застрявшие уже в стволе обрывки бумажной гильзы, а двуствольное ружье на время становилось одностволкой. Можно использовать самодельный проволочный крючок или в лесу срезать прут. На этой случай раньше выпускались нашей промышленностью ручные экстракторы различных калибров с эксцентриком в виде зубчатых колес на одном конце и калибровочным кольцом с экстрактором на другом. Весьма удобная вещь для таких случаев. Именно такой экстрактор на фото.
Специализированный инструмент всегда лучше, нежели ковыряться посреди чистого поля, в патроннике своего ружья, неподходящим для этого ножом, пытаясь выцепить злополучную оторвавшуюся картонную трубку. А дичь ведь ждать не станет! Упустить завидный трофей, бывает действительно, очень досадно на охоте. Тогда оставалось быстро заряжать и стрелять из свободного ствола. Вот, пожалуй, истинное преимущество двуствольного ружья. Дабы впредь избежать подобного, если уж охотник так дорожит выстрелом из вторично снаряженной папковой гильзы, то имеет смысл заранее аккуратно обернуть место перехода основания гильзы в трубку одним оборотом скотча. Это придаст большей уверенности при стрельбе.
В Советские годы, любители самозарядных ружей МЦ 21-12 предпочитали в связи с возможными задержками при стрельбе «папкой», стрелять патронами в дефицитных в ту пору, пластиковых гильзах, особенно на ответственных, загонных охотах, по копытным. Вероятно, зная характер своих ружей, они были правы. Но смею заметить, что уже с появлением газоотводных полуавтоматов, использование патронов, снаряженных в новые картонные гильзы - стала вполне возможной, стрельба без задержек. Во всяком случае, много раз, стрелял из ружья МР-153 патронами в бумажных гильзах с любыми полновесными зарядами - задержек по вине отрыва донца этих гильз - никогда не происходило.
Современные папковые гильзы при стандартных навесках пороха, дроби, с полиэтиленовым ПК, ВП или ДВП, выдерживали в одном и том же патроннике моего ружья максимум два переснаряжения и затем продольно рвались, а вот бумажные толстостенные гильзы старых, советских запасов при идентичных методах снаряжения, без потерь качества выстрела отрабатывали более трех раз, без какого-либо разрыва трубки вообще. Причем такие гильзы использовались, как с высоким, так и низким основанием донца. Разных лет выпуска, с «уточкой», и без в том числе, и хранившихся много десятков лет, с еще давних времен на «антресолях» и однажды доставшиеся мне...
Возможно мне везло или это действительно особенность модели ружья МР-153, именно моего всеядного экземпляра газоотводного полуавтомата, но вот стрелять из ружей с откатом ствола типа МЦ-21-12 я бы, все же поостерегся патронами из папки. В годы моей юности помню у старших приятелей-охотников бывали задержки при стрельбе из таких ружей на папковых патронах. Однако Джон Мозес Браунинг более века тому назад, разработал самозарядное ружье Browning Auto-5 с откатом ствола именно под картонные гильзы, ведь пластиковых гильз в то время просто не существовало в природе. Так что вывод здесь не однозначен, годится ли папковая гильза для самозарядных ружей или нет?!
Отчасти, бумажная гильза более удобна и безопасна для стрельбы из ружей-переломок, где следует взять за правило любому стрелку, после каждого выстрела, независимо от применяемой гильзы - продувать стволы, просматривая их на просвет, тем самым обезопасив себя от непредвиденных случайностей - как-то застрявший пыж посредине ствола или вылетевшее бумажное донце из прослабленного многими переснаряжениями металлического основания-цоколя папковой или полиэтиленовой гильзы. А это чревато разрывом ствола и потерей здоровья стрелка...
Действительно в некоторых даже пластиковых гильзах используется скрученная бумага в качестве донного пыжа, и оно в отличие от пластикового донного капсюльного гнезда, после неоднократного снаряжения, может при выстреле отходить до середины гильзы, что несложно заметить при самостоятельном переснаряжении. Стоит быть внимательным и немедленно отбраковывать такие гильзы... В этом плане переломки предпочтительные самозарядных и помповых ружей, чьи стволы просто так не проконтролируешь после каждого выстрела, особенно на богатой утиной охоте, где приходится много и часто стрелять...
Существенный минус папковых гильз - низкая влагостойкость, если их дополнительно не обработать спец составом. Набухнув от влаги, их невозможно уже вставить в патронник. В связи с этим вспоминается случай на охоте, произошедший на заре моей охотничьей тропы.
...Произошло это давно, в конце августа, на долгожданном открытие - одной из любимых многими охоте по утке.
Сборы на такие выезды, для нас с отцом всегда были в приподнятом настроении, связанном с охотничьим праздником - открытием летне-осеннего сезона по птице и неформальному общению в охотничьем коллективе давно знакомых друзей-приятелей. Еще бы, ведь едем на самую долгожданную охоту, где предполагается после большого перерыва, снова пострелять, а если еще без промахов, то и заполучить желанный трофей. Часто в ту пору я мазал - давал малое упреждение, долго выцеливал, останавливал ружье в момент стремительного полета чирка, и моя дробь, выпущенная из надежной курковки, проходила далеко позади птиц не причиняя им вреда... а вот при стрельбе на вскидку, с подхода, по поднимающейся из-под самых ног утке, дичь значительно чаще попадала в мой ягдташ.
Забота о снаряжении и укладывание вещей в те годы, была моя приятная обязанность. Обычно я собирал рюкзак с провизией и все остальное, что требовалось для выезда. Охотничью амуницию и снаряжение – ружья, резиновые сапоги, штормовки, а патронташи с патронами для компактности, складывал в сапоги - засовывая вовнутрь.
Так и места меньше занимают, да и не гремят в багажнике. Когда же на месте, у болота переодеваемся, то все удобно под рукой - достаешь из машины сапоги, патронташ одеваешь на себя, болотники на ноги, ружье в руки и сверив часы, дождавшись время «Ч» - айда вперед за охотничьим счастьем - вытаптывать уток!
Открытие состоялось удачно. Крякашей в те годы было довольно много среди засаженных зерном полей, на неглубоких болотцах, заросших диким рисом. Местный охотовед имел соответствующее образование, был строг к браконьерам, прекрасно знал и выполнял свою работу, а весной целенаправленно ежегодно занимался расселением уток. Привозил из специально созданных государственных дичеферм искусственно выведенных, подращённых утят и выпускал их в охотничьи угодья, где они благополучно росли, матерели и совершали вмести с дикими утками в августе облеты с полей на воду и обратно. Естественным образом, с окончанием вечернего лета уток, патронташи охотников изрядно опустели. Но у меня на сей случай был НЗ, пачка заводских патронов «Байкал». Стреляли в то время мы много, поэтому патронов старался брать, если они были, немного с запасом. Дефицит гильз и ни только, той поры, в наших краях уже заметно ощущался. И вот надо ж было такому случится, что после окончания вечерки, разбирая и складывая ружья в чехлы, перед бивуаком и предстоящей готовкой шулюмки, как-то совершено без задней мысли, готовясь к утреней зорьке, чтобы лишний раз потом, в утренней темноте не искать... я сунул в отцовские резиновые сапоги пачку заводских, новеньких, блестящих донцем папковых патронов с дробью № 6. Правда подкладка голенищ, у резиновых сапог была слегка влажной, но я будучи школьником, по молодости лет совершенно не придал этому значения. В оживлённой беседе старых приятелей у костра, за ужином, быстро догорел костер и понемногу народ задремал. Разбудил нас первый отдалённый выстрел в предутреннем, как молоко тумане. Пока я наливал себе теплый чай из котелка, отец тем временем, достал из багажника машины свои сапоги и вдруг всегда спокойный человек, разразился резкой бранью в мой адрес... Честно сказать я даже опешил от обиды... вот те на, не поняв по началу, в чем дело. Каково же было мое изумление, когда батя с матюками продемонстрировал мне его патроны, разбухшие от влаги, пролежавшие всю ночь в сырых сапогах. Сапоги то просохли, а вот патроны всю влагу с подкладки приняли на себя, сработав хорошим адсорбером. Глянув на них я просто не мог поверить- они превратились в разваренные сардельки. Ни о какой охоте не было и речи с такими патронами, разбухшими на два калибра больше. С тех пор это мне послужило хорошим уроком на будущее. Нужно быть внимательнее к мелочам всякого рода, а уж на охоте тем более. Но спасли ситуацию в ту утрянку, оставшиеся патроны из патронташа, в герметично обработанных латунках, которые даже упав в воду, после непродолжительного пребывания на дне, способны дать нормальный выстрел ни чуточку не намокнув.
С тех пор запомнил, на охоте при высокой влажности, разумно будет набить патронташ патронами, снаряжёнными в пластиковые гильзы или латунки, если позволяет конструкция ружья.
... Прошли десятки лет, но даже и сегодня, при достаточном выборе патронов различных фирм и обилия пластиковых гильз (со стенда), душа то, охотника снова и снова тянется к изделиям из прошлого - старой доброй, папковой гильзе.
Но почему это происходит с некоторыми?
Ведь папковая гильза не лучше и не хуже, надо лишь патроны уметь снаряжать правильно, а так, при подборе комплектующих и тщательном снаряжение большой разницы в бое ружья не будет, между патроном в толстостенной пластиковой и папковой гильзами...
Однако бой, боем, но папковая гильза это прежде всего – дань времени, охотничьих традиций, память о славном прошлом, душевные воспоминания давно минувших дней, когда однажды, впервые ещё мальчишкой попал на охоту, ностальгия по охотничьей юности и по нашим безвременно ушедшим от нас родных и близких нам людей...
Сегодня неспешная стрельба из папки — это скорее удел эстета с двустволкой.
Все мы куда-то спешим, торопимся без оглядки, но вот бывая, лишь наедине с собой, человек порой понимает, как быстротечно время. Редко, кто находясь где-нибудь на охоте - в шалаше с подсадной или на вечерней тяге вальдшнепа в пробуждающейся от зимней спячке и наполненной различными звуками, и ароматами весенней природе, выстрелив ни ощутит знакомый запах сгоревшего пороха и в этот миг вдруг невзначай, охотник задумывается о вечном.
Умом я понимаю, что баллистика выстрела с папки вроде тоже самое, что и с любой другой гильзы, но удивительный аромат сгоревшего пороха Сокол именно в бумажной гильзе, это ни с чем не сравнимое тонкое послевкусие выстрела, которое вряд ли какого современного охотника оставит равнодушным, а уж тем более ценителя давних охотничьих традиций, преданье старины глубокой!
Стреляная папка для гурманов всегда остается с приятным запахом, как благоухающий аромат сваренного утром отличного кофе, в отличие от общепитовского бачкового напитка.
Видимо поэтому, в угоду славных традиций, многие зарубежные фирмы свои лучшие патроны, как и прежде снаряжают в картонные гильзы.
Жаль, что отечественный производитель уже прекратил выпуск бумажных гильз, но среди охотников есть люди, у которых охотничья стезя начиналась еще в детстве, когда они будучи еще совсем малыми детьми, затаив дыхание, внимательно следили своими доверчивыми, детскими глазенками за тем, как охотничьи патроны снаряжали сильные руки их отца, а может быть деда и с нескрываемой любовью поглядывающего на них, будущих таких же страстных охотников, используя при этом обычный Барклай, аптечные весы на суровой нити, мерку, да ручную закрутку. И отказ от самокрутка в папковой гильзе сродни для них, разрыву со своим родом. А кто не помнит своего прошлого, у того нет и будущего.
Уважаемые охотники, берегите своих живых родных и близких Вам людей и вспоминайте иногда о тех, кого уже нет с нами... кто однажды и навсегда покинул этот бренный мир.
P.S. Папковая гильза — это легенда из нашей молодости, связь времен, поколений, летопись нашей страны и ностальгия по тем славным временам, когда все было впервые и вновь, и вся жизнь была еще впереди.
Андрей Щанников