Туризм
Андрей Шалыгин: Не знаю как на счет изгнания зла при помощи российских медведей, особенно политических, но эта древняя языческая традиция идет не только у славянских народов, - в шкуру медведя одевались все шаманы всех народов, воображая что дух медведя и его сила помогут им если не вселиться в хозяина леса, то хотя бы чувствовать себя перед духами большим, сильным и страшным.
 

Медведь, дух медведя изгнание духов
 
Обычай встречи Нового Года парадом медведей в Комэнешти в современное время является уникальным, но не носит уникального характера исторически, так как даже на Украине в калядки наряжались в первую очередь и в медведя и в козу и в черта и в быка и в лошадь, лишь бы во что угодно и как пострашнее.

Изгнание духов медвежьей шкурой, шаманы в медвежьей шкуре

Традиция всем давно известная и понятная - как пострашнее напугать всякое зло, чтобы оно спряталось и не мешало людям жить, начиная новый год. В традиции калядования предлагается еще откупаться и всем честным людям, хотя бы просто за то, что калядующие ходят за них по деревне и выполняют обряд изгнания.

Парад медведей в Коменешти

Естественно, самым страшным считался у большинства народов медведь, поэтому и шаманы исторически одевали ан себя шкуры медведей, как и войны, тем самым, стараясь запугать своих противников. Однако, только в румынском Коменешти этот обряд приобрел форму шествия многочисленных медведей.
 

Парад медведей, шкуры медведей, шествие медведей

Характерную красочность румынскому параду придают красные краски оторочки на костюмах ряженых, традиционно символизирующие и кровь и власть и традиционное одеяние румынских горцев, ходивших в крашеных козлиных шкурах на манер наших прикарпатских народностей. Так как особого разнообразия в цветах в древние времена у горцев не было, а красный означал еще и красивый, то на том традиция и остановилась.


Для парада используются настоящие медвежьи шкуры с головой на которой укреплены два чубука-кисти из красной пряжи, которыми потряхивают танцующие, символизируя отряхивающего окровавленного медведя с оскаленной пастью. В носу медвежьих голов закреплено кольцо, за которое костюм подвешивают на крючья во время хранения. Само кольцо сначала исторической традиции никакого значения не имело, но потом стало олицетворять что это прирученные гражданами медведи-охранники, а не какие-то дикие медведи.

парад медведей в румынии

Со временем парад медведей разросся до большого народного празднества, в которое Парад Медведей вошел как часть костюмированого шоу. На праздник сходятся ряженые со всех окружающих районов, представляя свою красочную колонну. Здесь мы можем встретить и прекрасно нам знакомые гуцульско-молдавские одежды и атрибуты, а также хорошо знакомые мотивы народных калядок.


Так что прогнать злых духов на помощь к медведям приходят и лохматые старцы и просто пожарные с дудками в жилетах уборщиков. Для борьбы со злом сгодится все что угодно, справедливо полагают участники парада.


Особенностью парада медведей является обязательное участие в нем и женщин и в первую очередь детей. Считается, что уверенность самых слабых в своей силе и способность бороться со злом, - это немаловажный фактор победы всего города над врагами. Таким образом исторически женщинам и детям внушалась уверенность в своих силах и боевой дух. Так  что парад давно уже носит не столько шаманский, сколько психолого-педагогический характер, обьединяющий жителей.


Для детей специально имеются костюмы поменьше, так что Парад Медведей идет строго по росту. Возглавляют его самые большие и страшные медведи и самый старый с посохом, а замыкает куча маленьких медвежат с раскрашенными щеками.


Медведи идут двумя колоннами, раскачиваясь в такт шагам и поют устрашающую песню. отряд медведей сопровождают егеря-гусары в традиционных алых одеждах с меховым подбоем. Так что зрелище получается впечатляющее, хотя его участники за счет веса шкур, конечно, устают.

Парад медведей

Так как ритуал в первую очередь пришел на равнину с гор, то по охотничьей традиции и участие в нем егерей и ветки ели в пасти у медведей носят чисто охотничьи черты, что делает это уникальное представление знаменательным эпизодом во всемирном охотничьем наследии народов мира.

 

PhD, DBA, Главный редактор National Explorer