Барельеф Святого Трифона - изготовлен клиром и причтом Храма в Напрудной. В День Святого Трифона на празднике в 2011 г в Напрудной можно было приобрести такой барельеф прямо у храма. Это наиболее правильное изображение святого Трифона в соответствии с действующим каноном. Фото - Андрей Шалыгин. Икона-барельеф - дар автору от Настоятеля Храма.
Будучи в свое время Руководитем Аппарата ГУП ДЭЗ Замоскворечье, я неоднократно бывал в на Пятницкой и при восстановлении Облика Святого принимал во внимание Образ святого мученика Трифона в церкви Климента Папы Римского на Пятницкой, в Москве:
Легенда о Святом Трифоне (а вернее о его явлении), в ее российской интерпретации, пожалуй, не более запутана чем какое-либо другое местночтимое Предание. Увы, но эсхатологии от Иоанна Богослова никто не отменял, а потому оскудение Веры и подмена как основной инструмент ЛжеЦаря - процессы объективные и повсеместные. Как говаривали не единожды Отцы Церкви, - в Ее ограде всегда жило Зло, и поделать с этим мы ничего не можем.
Поэтому для тех кто с Верой не доискивается полновесного Знания, - тем довольно Предания о самом Святом Трифоне, которое, как описано в Житии, и сокращенно трактуется Церковью, гласит что: "Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим".
Бесхитростное вменяемое Предание со временем, стараниями многочисленных радетелей Веры, обросло художественными домыслами, переходящими в вымыслы без злого умысла.
***
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ...
..., как известно, дорога в Ад стелется, и уж тем более, - когда в этом участвуют разного рода "доброхоты" и самовыдвиженцы не из числа рукоположенного клира. И если так изощрялось священство, что уж тут говорить о народных поверьях. Поэтому у нас в любой деревне вам скажут что "На Николу", - "он самый в воду (пардон, мягко сказать)... помочился", - поэтому она становится студеной и купаться больше не нужно. Отсюда, мы совершенно не удивляемся, что Святой Трифона, например, в балканских вариантах Веры (как пастух гусей и простой крестьянский мальчик), - превращается в покровителя сельского хозяйства и всякой домашней скотинки, а соответственно, и защитник посевов и скота от всяких болезней, мошки, насекомых, и прочих гадов. Потому, вдруг, он становится заодно и "повелителем мух и всяких гадов" (Хотя, как прекрасно известно по Преданию, - этим самым Повелителем мух является никто иной как Сатана). Вот тебе бабка и Юрьев День. Смесь язычества и Церковного Предания - жуткая сила.
По моему заказу Денис Никонов написал масштабное полотно Чудо о Соколе, в которое мы вносили целый ряд правок, дабы масимально воссоздать именно легендарный Образ существующего Предания, при этом сохранив каноничность понимания отдельных моментов. Не обошлось тут и без "переодеваний персонажей" и других доработок. Но на сегодняшний день из художественных полотен - это, пожалуй, самое качественное.
А раз уже Сатану уравняли в правах с Трифоном, то совершенно безобидной шалостью в дальнейшем выглядит пришпиливание Трифона к сезону сбора винограда как главной балканской сельскохозяйственной культуры, и заодно рождение какой-то совершенно дурацкой истории под названием "Трифон зарезан", в соответствии с которой некий то ли преступный, то ли не в здравом уме, деревенский паренек, по некоторым данным то ли мать свою зарезал, то ли сам зарезался, то ли нос себе отрезал. И что конкретно тут празднуют эти люди, - они и сами не понимают, пытаясь срочно приврать какой-то благой сюжетец (которого испокон века не было вовсе). Однако, все прекрасно понимают, что это просто способ отпраздновать хоть как-то "по-христиански" языческий праздник сбора винограда, когда крестьяне обрезают грозди и по данному поводу непременно должны напиться. Это как у нас Масленица, да еще куча всяких "Спасов", - то медовые, то яблочные, то елки какие-то на Рождество, то веники на Троицу, драконы и птицы Феникс в паникадилах... Мракобесие.
И уж совсем "прилично" в данном разрезе смотрится вариант, когда полячество, не особо занимавшееся виноградарством по своей северной традиции, решило "сельскохозяйственного покровителя всякой твари живой" - сделать покровителем Охоты, который "подсылал добычу" охотникам, а заодно и прощал им ее убийство. Удобно, актуально. А так как поляки находились на стыке войн Запада и Востока (в том числе и по Вере своей), то у них католичество и геополитика возобладали над Византией, и родился некий компромисс, в котором общие черты двух святых стали совершенно зеркальны, но названия их различны. Так и родился святой Губерт, или Юбэр - покровитель охотников. Что совершенно зеркально "российскому" Святому Трифону даже в символическом изображении.
Какое отношение имеют изображения Трифона на коне и с соколом к тому бедному мальчику, который пострадал за Веру в Малой Азии - сложно сказать. Именно поэтому вменяемое священство нынче стремится вообще дистанцироваться от изображения Трифона на коне (на котором он никогда не сидел), и с соколом (которого он никогда не держал). В крайнем случае, сокол выписывается в руке "аки голубь Бижий", дабы всегда можно было на Духа Свята списать. И с какой стати он стал, вдруг, покровительствовать охотникам, - неведомо никому. Кроме тех кому это было выгодно. Однако, за всех отвечать не будем, а вот со своими разберемся. Я уже достаточно в других статьях рассказал об иконографии образа, потому и повторяться не буду.
Историк Охоты Александр Каледин, а также, ныне покойный, бывший бессменный главный редактор старейшего в России журнала об Охоте, альманаха "Охотничьи Просторы", господин Королев, упокой Господь его Душу, прекрасно зная настоящую историю Русской иконы святого Трифона, вполне справедливо полагали что единственное отношение которое имеет Святой Трифон к Охоте, - заключается в том, что мучимый гонителями, он был выволочен за конем на охоту, где его и травили охотничьими собаками и на нем упражнялись в стрельбе сами охотники. А в соответствии с православной традицией, от коих гонителей принял смерть, тем и покровительствует, так как молится за мучителей своих.
Именно поэтому Церковь старается дистанцироваться от разного рода "конных икон", "сокольничьих образов", "охотничьих мотивах", и прочей ерунды. Именно поэтому настоящая иконопись - это византийский образ молодого юноши, стоящего с крестом в руке. Типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия… В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве, ... Но лучше голубя. И не в правой. И не вместо Креста. И о соколе напомнит, и ошибки не будет, и Креста не заменит.
"Пастырь гусей при озере" с крестом и Духом Святым, - что вам еще нужно-то, маловеры? Овощи, овощи... кто может - тот ест мясо, кто переварить не может - кушает овощи (вольный перевод Апостолов).
***
ПОЛЬСКОЕ ПАНСТВО - ВПЕРЕДИ И НА ЛИХОМ КОНЕ ...
Но, не Чапаев, но почти. Все зависит от того кто врет. Авторы фильма про Чапаева, который на самом деле был виднейшим сторонником механизированных частей и в подавляющем большинстве случаев пользовался не конем, а ... броневиком (миф про крестьянина на лихом коне придуман в угоду "коннице Буденного" - которую успешно немцы и покрошили в капусту в первые дни войны). Примерно тоже самое произошло с образом святого Трифона на Руси. Наша глубокая беда в Православии состоит в том что подавляющее большинство нынешнего священства заканчивало "пулеметные курсы", и в вопросах Веры - серо. А когда дело касается "благовествования", то что где краем уха слышал, и наврано покрепче, - то и сгодится. Потому и художественные бредни Алексея Толстого из модного "Князя Серебряного", понравившиеся расцерковленной интеллигенции (либерастня - это извечная беда России, - иностранные камзолы у нас много кто хочет носить и Лжедмитрия звать), - были живенько вставлены в канон.
Ну, и как следствие, современные иконы (без Христа в красном углу, то есть не от Бога птица послана) вбирают в себя четко видимые черты предыдущих, и ошибки суммируются. Конь, вдруг, начинает ходить сразу двумя правыми ногами одновременно (по ошибке еще одной старой иконы, не весть кем писаной), по принципам герметизма уже и апостолы превращаются в 12 золотых рыбок, "троица" лебединая смещается в уголок, а не в центре событий, всадник высится над апостолами, обут, явно не в пастушьем наряде, да и Хартии нет, как и вообще даже Креста в руке, едет и соколом любуется. Как говорится, - Без Христа, да без Креста. И если предыдущий был хоть с мирским "царем в голове" в углу иконы, то этот и без оного вообще. На заднем плане появляются зайчики, белочки, лисы, и прочая фауна, молиться на которую и предлагается. Да и Трифон это святой или Патрикеев на коне - уже непонятно совершенно. Вероятно, это первая в истории попытка сделать Трифона "охотничьим святым" (предыдущие мне в мировой иконописи неизвестны). Осталось сокола перевернуть летящим, чтобы трезубец украинский получился, а крест исправить на солярную свастику и вот уже польско-литовский символизм окончательно легитимизирован.
Вот потому у нас и получилось, что официальная Церковь рассказывает нам сказки о царском сокольничьем, посланным царем за соколом, а сам царь родился через много лет после того как был построен в храм в честь события в его старчестве. А что делать, - царя так хочется канонизировать, переметнувшегося царедворца обелить, а историю о единственном инквизиторе на Руси (иерархе и духовнике Царя), казнившем за веру официально, - еще раз загладить, ну, хоть каким-то освящением деятельности абсолютно неблагих людей.
Миф о Патрикееве в его светсткой трактовке очень выгоден для его лжестыковки с Иваном Грозным (которому в момент заложения Храма о Чуде было от роду несколько лет и никого он никуда послать не мог), а также обеления Иосифа Волоцкого, как автора православной инквизиции.
Разумеется, Иоанн IV, он же Иван Грозный, совершенно никакого отношения к истории с соколом не имел, а как-то приобщить покровителя еретиков Ивана III к истории со святым, Церкви совершенно не хотелось. Поэтому все даты и имена с фамилиями в истории некоего Трифона Патрикеева вообще никак не стыкуются, как и датировка возведения Храма по данному поводу. А вот и не нужно их стыковать, - тогда липа не будет пахнуть дубом.
Но вот история "с соколом святого Трифона" к еретикам и тайным сторонникам литовского и польского панства имеет самое прямое отношение. Именно поэтому она вообще и существует до ныне. Потому как и была придумана как раз в тот период, когда Иван III и уразумел, что приблизить к себе еретиков он поторопился, а ближайшее окружение давно ведет несанкционированные переговоры с Литвой и Польшей за его спиной. Ими вся история и была придумана когда заговор был раскрыт.
Символический Образ Святого Трифона созданный Денисом Никоновым предполагает его переложение в область народных сказаний, преданий и былин, чего недостает современной российской культуре.
***
А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК ...
Подавляющему большинству историков понятно что каноническая история о соколе святого Трифона и Иване Патрикееве вообще не вяжется ни с какой историей, однако многие из них не совсем допонимают почему Трифону в московском чине отдано такое большое значение. Также они не совсем понимают почему существуют многочисленные награды имени Святого Трифона, а сам образ сокольничьего по мотивам Легенды почитался наряду с Георгием Победоносцем как символ покровителя Москвы, и одно время даже печатался на монетах, и так далее.
Исследования профессора С. Заграевского давно поставили окончательную точку в бредовом сонме вымыслов вокруг царского сокольничьего, однозначно показав, что первый Храм Святого Трифона (по легенде поставленный именно в честь явления святого о соколе) ставился в спешке, с использованием надгробий с ближайшего кладбища, на княжеской земле, княжескими архитекторами, задолго до рождения Ивана Васильевича, в исключительной архитектурной традиции, без всякого согласования с Церковью.
Если не вставлять в повествование резких выводов, и попытаться его облагообразить (на сколько это вообще возможно), то правда будет выглядеть примерно так:
Чудо о кречете Великого Князя, возвращенного благодаря Святому Трифону, произошло именно в период княжения Великого Князя Ивана III, и произошло оно, с князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым в День Святого Трифона 1 февраля по старому стилю. В память о котором, в период между 1470-м и 1480-м годом и был возведен Храм Святого Трифона в Напрудном - первый в истории Руси храм с крещатым сводом. В памятование о сем событии князья Патрикеевы получили разрешение изображать сокола на гербовой печати, а Иван III, понимая что Чудо было явлено именно Патрикееву, - упраздняет изображение сокольника на монете, но в память о событии строит на своей земле Храм Святому Мученику Трифону.
И хотят теперь московские власти поставить на площади у Храма примерно вот такую статую, выделив на это дело официально аж 14 миллионов рублей. Только вот незадача, - сам клир Храма в Напрудной не слишком обрадован такой инициативой властей, которые даже не утрудились привлечь клир и причт Храма к вынесению такого решения. И если уж ставить что-то, - то совместно, а значит, по согласованной идее (отсюда и естественное желание, - если безобразие нельзя предотвратить, то его нужно возглавить). Духовенство, например, считает, что лучше бы правительство потрудилось эти средства направить на реставрацию фрески с изображением всадника с соколом, хранящегося в запасниках Третьяковки, а лучше - к точному воспроизводству фрески в действующем и ныне храме. И если уж вознамерятся ставить статую "Трифону" без согласования с историографией и Церковью, - то уж как-нибудь ПОДАЛЬШЕ ОТ ХРАМА, И УЖ ТОЧНО НЕ НА ЕГО ТЕРРИТОРИИ. Отчасти потому что сам Трифона никогда даже в Предании на коне не сидел, сокола в руке не держал, в сокольничьем облачении не ходил.
***
ЧТО ПРОИЗОШЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
Разумеется, никакой простой сокольничий никакого обетного храма не ставил и никакого Трифона Патрикеева и в помине никогда не существовало. ну какой холоп может поставить храм на княжеской земле да еще без благословения. Более того, - храм поставленный в спешке, в нетрадиционной манере, без благословления Церкви, с использованием княжеских людей и княжеской земли, В КОТОРОМ ДАЖЕ ВОПРЕКИ ПРИДУМАННОЙ ИСТОРИИ, ПРОСЛАВЛЯЛСЯ НЕ САМ СВЯТОЙ, а ОБРАЗ СОКОЛЬНИЧЬЕГО НА КОНЕ (сам святой в таком виде в вымышленной истории вообще не фигурировал никак), - противоречил вообще всему, начиная от княжеской воли, заканчивая церковным устоям... Потому он и впал в забвение сразу вскоре после возведения. И ВОТ ПОЧЕМУ:
Патрикеев Иван Юрьевич (1419 -1499) — князь, боярин, воевода Василия II Темного и Ивана III, по отцу прямой потомок великого князя литовского Гедимина. Его дед Патрикей Наримунтович — внук Гедимина, давший имя для этой отрасли рода. Его отец князь Юрий Патрикеевич женился на Анне, внучке Дмитрия Донского и сестре Василия II. Князь Иван Юрьевич был, таким образом, двоюродным братом Ивана III и одним из его ближайших помощников, главой боярской думы. Женат на Евдокие Владимировне Ховриной, происходящей от тойже линии Гедемина по родству. Имел огромное влияние на Ивана III, вплоть до того что оставался Наместником Москвы в период отсутствия Великого Князя. Один из авторов Судебника 1497 года.
Патрикеев играл активную роль в переговорах с Великим Княжеством Литовским. В 1492 и 1493 гг. в ходе переговоров по поводу брака дочери Ивана III Елены и великого князя Александра Литовского Иван Патрикеев установил дружеские отношения с послами Яном Заберезинским и Станиславом Глебовичем, чему способствовало литовское происхождение Ивана Юрьевича.
В ноябре 1493 г. Москве начались переговоры о заключении мирного договора с Литвой. Посольство состояло из: Петра Ивановича, воеводы Трокая, Станислава Кезгайла, старосты Жемайтии, и Войтеха Яновича. Князю Патрикееву в этой связи было направлено от литовского совета вельмож персональное послание, с просьбой содействовать установлению дружественных отношений, подписанное римско-католическим епископом Луцка и Бреста Яном, Петром Яновичем (членом посольства), князем Александром Юрьевичем Гольшанским (наместником Гродно) и Станиславом Кезгайлом (членом посольства).
Попытки литовского совета вельмож установить тесные отношения между ним и московской боярской думой расстроились из за опалы князя Патрикеева в 1499 г., потому как Патрикеев был (не без оснований) обвинен в сговоре с литовским и польским панством в их интересах, а также в сговоре с римско-католическим епископатом (тоже не без свидетельств), - в результате чего попал в немилость Ивана III, к тому времени осознавшего (не без участия иерархов РПЦ) что ближайшее окружение царя склоняется к литовцам, а еретиков в его окружении становится все больше.
Однако, польско-литовские переговоры Патрикеева были не главной его ошибкой, но послужили еще одной гирей на весах решения его судьбы царем. Особенностью придворной политики в последние годы царствования Ивана III (после смерти его старшего сына Ивана Молодого в 1490 г.) было противостояние двух групп, поддерживающих двух возможных наследников: внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены, дочери молдавского правителя Стефана III Великого и второго сына Василия, который был старшим сыном второй жены Ивана III Софьи Палеолог. Князья Патрикеевы, зять Ивана Юрьевича князь Семен Ряполовский, дипломат и писатель Федор Курицын составляли основу партии внука, которая вначале преобладала над царевичем Василием.
Вот так выглядела церковь Святого Трифона в Напрудном с колокольней до разрушения
Однако ситуация резко изменилась 31 января 1499 г. князья Патрикеевы (сам Иван Юрьевич и сыновья Василий и Иван) и князь Семен Ряполовский были арестованы, а уже 5 февраля Семен Ряполовский был казнен по повелению Ивана III, то есть без суда. Причины данного поворота в политике неоднократно обсуждались историками, выскаэывались различные гипотезы, летописи не называют ее причин, кроме того они редактировались в данном вопросе различными заинтересованными сторонами. Лично Иван III в наставлении русским послам требовал, чтобы они не отходили от его инструкций и не своевольничали, как князья Ряполовский и Патрикеевы. Поэтому основная гипотеза предполагает, что это наказание за поведение на переговорах с Литвой. Через некоторое время опале подверся и внук-наследник.
Поэтому, исходя из исторических фактов и всех обстоятельств Истории, логично сопоставляя жизнеописание Ивана Патрикеева, Ивана III, историю Храма, символизма, атрибутики, а также всю ситуацию на Руси, следует справедливо отметить следующее:
Если Патрикеев (как ближайший вельможа царя, вдруг, попав в опалу, и ходя под массой обвинений, - на охоте (а любимых соколов царя всегда носили не какие-то сокольничьи, а ближайшие вельможи, которым их доверяли в качестве отличия), - случайно упустил сокола, то немудрено, что Иван, уже и так раздосадованный поведением Патрикеева, заявил ему - "либо найдешь сокола, либо голову тебе отрублю..."):
1. Патрикееву было выгодно Чудо о соколе именно вот в тот самый момент, именно в той самой ситуации. Обвинения чудовищны - сговор с врагами (поляками и литовцами, причем родственниками), заговор против Великого Князя (причем, в пользу родственников). Покровительство Святого - единственное что могло его спасти от немилости Царя. Святые просто так не покровительствуют, тем более обвиненным в еретичестве и связи с римским католичеством (а миф-то как раз трактован в польской традиции Святого Юбэра, то есть Губерта - точная калька с польских выдумок и католических святых, то есть Чудо просто перенесено в русский пересказ, имея польско-литовский аналог). Что делать Патрикееву, - просто привезти сокола означает просто временно сохранить голову. А вот привезти его с Чудом, под покровительством Святого, а значит и Бога, - вот он реванш. И, ведь, никто кроме Патрикеева о том Чуде не может свидетельствовать. Он сам рассказал. По его словам и числим. Причем слова-то как совпали точно с детства ему известным аналогом покровительством сокольников и охотников у Святого Губерта (Юбэра). А Патрикеев был совсем не Праведник. Придумав всю эту историю Патрикеев мог рассчитывать в случае успеха на опровержение обвинений в предательстве и еретичестве. Да он и не придумывал, а просто рассказал Великому Князю польскую рассказку.
2. Окружение Ивана III, да и сам Великий Князь весьма сомневались в той истории с соколом, но боялись Бога, потому по-началу и не спорили. Однако, косвенные признаки реального отношения хорошо известны. Как так, - сам Великий Князь после этого со своей монеты убирает сокольника на коне, убирает его и из геральдики Москвы, вносит византийского двуглавого орла, а сокольник, вдруг, появляется на печати Патрикеева. Цековь заложена срочно, основание планируют вкривь-вкось даже не по струне, а конкретно-криво. Собирая в него все вокруг, забутовывая могильными плитами с соседнего кладбища (никто из строителей о святости не думал и о русских могилах тоже, наоборот, срамное дело - русские погосты рушились наспех и укладывались в основание новой церкви), и всем подряд, - строители явно торопятся, гонят, будто если не отстроят быстро хоть что-то похожее на основание - так и вовсе не будет церкви. Патрикеев торопит строителей, сгоняя неквалифицированную рабочую силу, пока Великий Князь или не передумал, или не ведает о том вообще, пока не вступили в дело еще княжеские мастера-архитекторы белокаменных сводов. Ведь, отстроишь начало Храма - так побоится Иван III снести, заложенное во Имя Божие, придется достроить. Патрикеев стремится увековечить не Трифона как такового, а СЕБЯ НА КОНЕ С СОКОЛОМ, выписывая себя на фреске. "Мне, мне покровительствует святой, - значит, я не предатель и не еретик!", - кричит все содеянное.
3. Ересь жидовствующих просто требовала от русской церкви введения своих местных альтернатив о Чудесах, потому митрополитами всемерно поощрялись хоть какие-то "русские чудеса", дабы затмить ими чудеса еврейские и европейские. Дабы подтвердить покровительство Святых над Русью. Потому и времена это были "Чудесно-расчудесные". И поэтому Патрикеев правильно рассчитывал, что если не сработает набожность Ивана, то логичность Церкви возьмет верх, тем более были у него заступники, которые могли его защитить от обвинений в еретичестве и связи с римокатоликами. Митрополит Симон вступился за князей Патрикеевых и вместо казни они были пострижены в монахи. Иван Юрьевич был пострижен в Троицко-Сергиевском монастыре. Это был единственный выход спасти голову и от светской расправы и от обвинений в римокатолической измене. Иван Юрьевич скончался в монастыре и ровно никаких упоминаний в аналах его житие о каком-то Чуде с ним происшедшем не содержит. Не отмечен он был и особенностью пребывания в монастыре. Что говорит о том, что Церковь изначально предпочла вообще забыть эту историю.
3 степени ордена Святого Мученика Трифона РПЦ
Все прекрасно понимали что скорее всего Патрикеев, придумав всю эту историю, тем самым просто спасал собственную голову, поэтому и Храм не приобрел никакого должного места, и почитание данного события уж как-то особенно быстро было истерто. Изначально вроде бы принятый символизм, был в скорейшем времени срочно упразднен, причем даже тот, который хоть как-то мог быть истолкован и притолкован к этой версии. Печать поменяли, монету поменяли, изображение сокольничьего отовсюду исчезло, поселение и приход в Напрудной резко обезлюдели.
Легендарная часть Предания скорее всего потому изрядно была прописана в Церковном Предании, что Василий Патрикеев под монашеским именем Вассиан стал после этого выдающимся церковным деятелем, и мог влиять на толкование данной истории происходившей "на его глазах" - в нужной интерпретации.
А так как сама история с Иваном Патрикеевым ничем быть закрыта не могла, то Легенда была искуственно отнесена к более поздним временам, и в ней князь Иван Патрикеев стал, вдруг, никому не известным царским сокольничьим Тришкой Патрикеевым, покровитель еретиков Иван III к месту был заменен на неосененного Божиим свидетельством Ивана Грозного. А то что Церковь и все проживающие там - помнят кто и что и почему строил, - так расселить всех, и все позабудут. Что и было сделано. Всем выгодно. И святой уже покровительствует другому правителю, и опального князя заговорщика и еретика все забыли, и число чудес в Православии увеличилось, и свидетелей нет. А Летописи уничтожены и явно перетерты ...
Да и в общем было кому перетирать, потому как брат Патрикеева в служебном сане остался поминать почившего, а сторонники польского панства и западэнщины так и вовсе до сего времени не изжиты. Кто там сегодня будет уже разбираться почему ничего не стыкуется, откуда польская калька забритого в монахи в русской традиции обернулась враньем о сокольнике строившем церкви. Обновленцам так вообще выгодно - украинцы вообще Черное море выкопали, почему бы польские мифы не обратить против русских, чуть ли не канонизировав заговорщика.
Ну, не очень все красиво получилось... Церковь это и сама прекрасно понимала. И вот поэтому, когда Алексей Толстой написал "Князя Серебряного" - все дружно схватились за художественный вымысел, и немедленно влепили его в канон и в детские книжки. Время пройдет, все забудут все, и будет красивая история... Но, увы, далеко не все идут путем "детской Веры". Есть и те, которым нужна Истина. Вот потому у Бога и не одна Заповедь Блаженства, а каждому своя. По силам, и разумению.
***
Прорись иконы Трифон-Пантелеимон О.Тишенко
В День Святого Трифона мы поминаем именно Мученика Трифона - Малоазийского Святого пастушка гусей, целителя и изгнателя бесов, обращающего людей во Христову Веру, скорее всего затравленного на охоте собаками у того самого озера, где он и попался гонителям за то что исцелял Именем Христа и обращал в Веру Истиную.
И никак не князя - сокольника Ивана Юрьевича Патрикеева, лоббиста полячества, сидящего на коне с соколом по неподтвержденному нигде и никаким церковным описанием Чуду, чтимому некоторыми по-глупости на основании самопостроенной патрикеевом церкви, и художественного вымысла господина Толстого, основанного на мифотворчестве, в котором на иконе не святой, а автор, из-за нестыковки церковного календаря с бредом писателя, якобы спавший в феврале трое суток под деревом, срочно ставивший без благословения церкви, чтобы чудо обосновать, но сосланый за измену России в монахи, где в безвестности и помер, а повелением государя изображение сокольника было убрано и с монет и с печатей и с гербов.
А может было Чудо? Может и было. Но чтим мы в этой связи Трифона - пастуха, а не опального князя-сокольника на коне и с соколом.
Мученик Трифон получил благодать от Бога помогать людям и быть ходатаем пред Ним в избавлении от скорбей и напастей, в разных житейских нуждах: обнаружении пропаж, защите урожая от вредных насекомых. Но особенно прославился святой своей помощью в отгнании нечистых и лукавых духов.
Тропарь, глас 4
Мученик твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
Стихиры, глас 1
Трифоне всехвальне, сладости нетленныя причастник на Небесех был еси светлейший, доблественными подвиги пострадал еси, славне, и, свидетель истины быв, Христа моли даровати душам нашим мир и велию милость.
Трифоне преславне, Света присносущнаго сияньми световиден весь был еси, испроверг всю мрачную прелесть и миродержца тьмы низложив Божественною благодатию. Темже моли даровати душам нашим мир и велию милость.
Трифоне всеблаженне, радости и веселия Ангельскаго сподобился еси, отверг лея красных жития, и, душевною крепостию вся в ничто же вменив, терпеливнейше совершил еси мучение, и молишися о душах наших.
МОЛИТВА
Святому угоднику Божию мученику Трифону
О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Трифоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молился еси за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас: буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с лики святых у престола Божия. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков.
***
Однако, Святой Трифон не единственый покровитель охотников и рыболовов. Существует церый Собор Святых Покровителей. Так называется даже отдельная икона. Эта икона примечательна в первую очередь тем, что была написана уже в XXI веке, в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. А 13 сентября 2006 года настоятелем храма Воскресения Христова в Сокольниках был совершен чин освящения удивительной и единственной в своем роде иконы святых покровителей охотников и рыболовов. С тех пор этот святой образ находится в храме Воскресения Христова, и у каждого нуждающегося есть возможность прийти и помолиться своим небесным покровителям или поблагодарить их за оказанную помощь и заступничество.
В верхней части святого образа помещены пять иконописных образов Пресвятой Богородицы. Это Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Федоровская иконы, особо почитаемые охотниками и рыболовами. Каждый из образов связан с подлинными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной.
Чуть ниже, в молитвенном предстательстве к Спасителю и Матери Божией, изображены двадцать угодников Божиих, издревле считающиеся покровителями охотников и рыболовов: святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, Николай Кожеезерский, Андрей Первозванный, Фома, праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, Праведный Симеон Верхотурский, святой страстотерпец царь Николай, благоверный великий князь Александр Невский, великомученики Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец, а также равноапостольный великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Дмитрий Донской.
Составлен целый ряд молитв как в целом всем покровителям охотников и рыболовов, так и отдельно святым апостолам, преподобным, великомученикам и мученикам, а также святителю Николаю чудотворцу. К ним в молитве обращались наши предки перед началом охоты и рыбалки, а также в особых ситуациях, когда люди наждались в помощи небесных покровителей. Есть свидетельства, когда святые приходили на помощь молящимся и спасали их от потопления и суровых морозов, от бури и шторма, выводили заблудившихся из лесу, а также награждали обильной добычей.