Как известно, в недавнем прошлом 26 юридических лиц были переданы Минприроды, и в том числе ФГУ "Центрохотконтроль". Недавно там практически полностью сменился состав, обновив давно и хорошо всем известных людей на новичков в этом деле, пополнившись молодыми кадрами из Ярославской области.
Практика взаимодействия новой команды со старейшими в России научно-исследовательскими учреждениями, сразу, как-то, не сложилась. Уж что там произошло во взаимодействии новой команды из Ярославля со знаменитым на весь мир ВНИИОЗ и соисполнителями не известно, но результаты предыдущих попыток новой администрации Центрохотконтроля исполнить госконтракт через ВНИИОЗ, не вызвали восторга ВНИИОЗ и соисполнителей. Причем, до такой степени, что ВНИИОЗ стал игнорировать тендеры обьявляемые Центрохотконтролем.
И сложилась парадоксальная ситуация. Никто кроме ВНИИОЗ в России выполнить эту задачу не может даже теоретически, а решать ее нужно. Посудите сами: Пять лет ВНИИОЗ разрабатывает новые стандарты на гуманный отлов животных, пробивая тему в Правительстве СССР. Наконец-то Черномырдин в 1998 году подписывает заветное Постановление, но тут вся сложившаяся система рушится не выдержав "перестройки". И после этого приходится еще 10 лет ждать новых решений нового Правительства. И вот через 10 лет в 2008 году такие решения появляются снова, но тут обновляется подчиненость, ротируются кадры, и исчезает взаимодействие.
Все эти 15 лет ВНИИОЗ продолжает разрабатывать тему, на которую все эти 15 лет работает целый отдел. И вот теперь ВНИИОЗ, обжегшись на заказе с Центрохотконтролем "в новой редакции" считает для себя нецелесообразным самостоятельно выполнять тендеры вынесенные Центрохотой.
Национальный Фонд Святого Трифона - покровителя охотников и рыболовов, исполняя миссию обьединения всех охотпользователей России, и имея в своих рядах виднейших представителей российской науки и истории, в том числе директора ВНИИОЗ, директора музея Охоты, виднейших ученых и менеджеров, - взялся решить эту проблему, опираясь на квалифицированный менеджмент ОАО Республиканской Финансовой Корпорации, давно и скрупулезно работающей на рынке оказания услуг, в том числе рачительного земле и природопользования. Имея в своем управлении целый ряд охотхозяйств по всей России, базы, егерей, питомники и животноводческие и звероводческие обьекты, в том числе птичники, птицефабрики, фазанарии, гусятники и проч. А также, будучи одним из известных в России организатором соревнований, выставок и конкурсов, учредителем, организатором и управляющей компанией, курирующей целый ряд известных специализированных информационных охотничьих порталов и охотничьей прессы, - ОАО РФК и Национальный Фонд Святого Трифона решили обьединить усилия целого ряда организаций и физических лиц для единого выступления при подачи заявки на исполнение данного тендера.
Заключив между собой соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи, все стороны с удовлетворением заметили, что объединив усилия виднейших представителей отрасли, стороны могут создать наиболее квалифицированную команду для выполнения работ по государственному заказу.
На фото слева направо: Вице-президент Национального Фонда Святого Трифона - Александр Михайлов (вице президент РФОС РФ), Директор ВНИИОЗ Игорь Домский (доктор биологических наук), Заместитель Председателя Правления ОАО РФК Андрей Шалыгин (В прошлом Заместитель Председателя Правления Фонда Святого Трифона, главный редактор портала www.stfond.ru, PhD, DBA) - после заключения соглашения.
На встрече стороны выразили свое недоумение по поводу порядка и хода выдвижения материалов ФГУ "Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания" ("Центрохота" в дальнейшем для сокращения в соответствии с прежним названием) на тендер.
Сначала, 10.11.2010 Центрохота выдвигает документацию на официальный сайт госзакупок.
Потом, когда переговоры представителя ФГУ (хотя, какие могут быть переговоры при официальном обьявлении тендера - совершенно непонятно, иначе это не тендер, а договорная сделка, в корне профанирующая саму идею открытого тендера, и очень интересная ФАС в модном нынче деле предотвращения нарушений в сфере госзакупок) зашли в тупик и ВНИИОЗ отказался выдвигаться самостоятельно в качестве исполнителя по данному тендеру, - ФГУ срочно в корне меняет исходную документацию, превращая конкретный и понятный Национальный стандарт с образцами, вариантами продукции и брошюрами для охотников - в некий ОКР-НИОКР, заключающийся в одном бумажном отчете.
Что это? ВНИОЗ отказался, и теперь Центрохота срочно меняет задание, чтобы его, заранее известные ему контрагенты смогли выполнить облегченный вариант, так как исходное задание мог выполнить только ВНИИОЗ? Это что, гостендер или "распил"? Но это, пока домыслы. А по факту:
18.11.2010 ФГУ публикует ИЗВЕЩЕНИЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНКУРСНУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Федерального государственного учреждения «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» (ФГУ «Центрохотконтроль») по теме: «Разработка предложений по внедрению на территории Российской Федерации орудий и способов охоты, соответствующих международным стандартам на гуманный отлов диких животных»
"Заказчик – Федеральное Государственное Учреждение «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» извещает о внесении изменений в конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Федерального государственного учреждения «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» (ФГУ «Центрохотконтроль») по теме: «Разработка предложений по внедрению на территории Российской Федерации орудий и способов охоты, соответствующих международным стандартам на гуманный отлов диких животных»...
Прочтение нового задания, превращающего тендер в сбор макулатуры, заставило нас написать официальные вопросы ФГУ, уточняющие непонятные нам позиции. На что 02.12.2010 (за неделю до окончания срока подачи документов) на сайте госзакупок вывешены ответы (а при отправке заказным письмом почтой - это как раз срок хода почты по территории РФ, а то и больше).
Федеральное государственное учреждение «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» рассмотрело запрос о разъяснении положений конкурсной документации открытого конкурса на право заключения Государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Федерального государственного учреждения «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» по теме: «Разработка предложений по внедрению на территории Российской Федерации орудий и способов охоты, соответствующих международным стандартам на гуманный отлов диких животных» и сообщает:
Вопрос 1
Прошу разъяснить противоречие конкурсной документации статьям 25 и 26 94-ФЗ в необходимости подачи заявки на участие в конкурсе не позднее 16:30 часов (по московскому времени) – 10.12.2010г., если процедура вскрытия заявок начинается 13.12.2010 в 10:00:00 (по московскому времени)
Ответ 1
1. В соответствии с п. I.2.18 конкурсной документации: «В день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, непосредственно перед вскрытием таких конвертов, в отношении каждого лота, но не раньше времени, указанного в извещении о проведении открытого конкурса, Конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим Участникам размещения заказа о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или ото-звать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия указанных конвертов. Указанное объявление должно быть сделано до вскрытия первого конверта с заявкой на участие в конкурсе в отношении каждого лота». Таким образом требования положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в Конкурсной документации соблюдены.
Вопрос 2
Прошу разъяснить ограничение публичности проведения процедуры вскрытия конвертов Открытого конкурса путем необходимости заказа пропуска на вход в ФГУ «Центрохотконтроль» для участия в заседании Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе не позднее 17:00 часов (по московскому времени) 9 декабря 2010г.
Ответ 2
В связи с тем, что Федеральное Государственное Учреждение «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания», 107140, г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 2/1, стр. 1. находится в офисном здании, которое имеет собственный пропускной режим, заказ пропусков производится заблаговременно. Для заказа пропусков в день вскрытия конвертов обращаться по телефону (495) 646-60-41 контактное лицо: Моргунов Николай Александрович.
Вопрос 3
Прошу разъяснить, при внесении изменений пункт «Календарный план работ» исключен из конкурсной документации?
Ответ 3
В соответствии с изменениями Извещением о внесении изменений в конкурсную документацию на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Федерального государственного учреждения «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания» (ФГУ «Центрохотконтроль») по теме: «Разработка предложений по внедрению на территории Российской Федерации орудий и способов охоты, соответствующих международным стандартам на гуманный отлов диких животных» размещенной на сайте zakupky.gov.ru 18.11.2010г. из Конкурсной документации исключены следующие положения раздела III.2. Конкурсной документации:
№№ п/п j - для (Bj) |
Наименование |
Параметр |
Значение параметра (указывает Участник) Wi |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.1. |
План-проспект по первому этапу работ по теме: «Анализ состояния использования на территории Российской Федерации орудий для добывания диких животных». |
Да/нет |
|
1.2. |
Обзор и описание технических характеристик ловушек для диких животных, применяемых в настоящее время в Российской Федерации. |
Кол-во моделей ловушек |
Не менее 5 |
1.3. |
Анализ отечественных литературных источников по теме Государственного контракта. |
Кол-во литературных источников |
Не менее 10 |
1.4. |
Анализ зарубежных литературных источников по теме Государственного контракта. |
Кол-во литературных источников |
Не менее 10 |
1.5. |
Анализ информационных источников сети Интернет по теме Государственного контракта |
Кол-во информационных источников |
Не менее 5 |
1.6. |
Анализ опыта применения «гуманных» ловушек для диких животных в зарубежных странах |
Кол-во Стран |
Не менее 2 |
1.7. |
Разработка пакета отчетной документации по первому этапу работ и его предоставление потребителю отчётной документации. |
Да/Нет |
|
2.1. |
План-проспект по второму этапу работ по теме Государственного контракта: «Предложения по внедрению на территории Российской Федерации орудий и способов охоты, соответствующих международным стандартам на гуманный отлов диких животных». |
Да/нет |
|
2.2. |
Система сертификации ловушек, соответствующих Стандартам на гуманный отлов диких животных. |
Кол-во Систем |
Не менее 1 |
2.3. |
Проект национального Стандарта на гуманный отлов диких животных. |
Кол-во Стандартов |
Не менее 1 |
2.4. |
Инструктивно-методические материалы, необходимые для внедрения на территории Российской Федерации орудий и способов охоты, соответствующих международным стандартам на гуманный отлов диких животных. |
Кол-во шт. |
Не менее 2 |
2.5. |
Курс обучающего лекционного материала и видеоматериала по обучению охотников гуманному, безопасному и эффективному использованию ловушек, соответствующих международным стандартам на гуманный отлов диких животных. |
Часов |
Не менее 3 |
Кол-во видов ловушек |
Не менее 2 |
||
Кол-во видов диких животных |
Не менее 5 |
||
1.13. |
Информационные брошюры для охотников по гуманным, безопасным и эффективным методам отлова диких животных. |
Кол-во шт. |
Не менее 2 |
Кол-во видов диких животных |
Не менее 5 |
||
1.14. |
Проект положений для внесения в Правила охоты поправок, запрещающие использование капканов, не соответствующих Стандартам на гуманный отлов диких животных, установленным Соглашением (разработка не менее 1 проекта положений). |
Кол-во проектов |
Не менее 1 |
1.15. |
Разработка пакета отчетной документации по теме Государственного контракта и его предоставить потребителю отчётной документации. |
Да/нет |
|
Календарный план из Конкурсной документации исключен не был.
Очень странные цифры в графе "не менее". Вот лично я бы от себя все это умножил на 5 и легко за 350 дней все это бы сделал в одиночку. У меня такое ощущение, что эти все цифры поставлены в расчете "а напишу -ка я себе такие циферки, чтобы не сильно напрягаться и получить 15 миллионов". Нет, я, как охотник с 30-летним стажем, родившийся в Приморье, и будучи по отцу из Сибири, куда ездил на 3 месяца каждый год в тайгу, - совершенно очевидным образом имею в распоряжении книги, в которых уже описано как минимум 100-150 самоловов "гуманного" образца. Кто писал "это" в задании? Человек, который не представляет себе глубину проблемы?
Ладно, пусть книги о самоловах известны не всем и не в Ярославле. Но, мы, например, выпускаем охотничий журнал "Охотничий Двор" и там публикуются некоторые очень хорошие авторы, например, Субботин, Санин, Пажитнов, ... Тот же Санин только за этот год в нашем журнале опубликовал не менее десятка совершенно эффективных ловушек для птиц. Они там что, даже журналов не читают? Ну, разве так можно ставить задачу на 15 миллионов?
Смотрим анализ интернет-источников - не менее 5. Помилуйте, уважаемые, да их не менее 105. Это я Вам как Заместитель Председателя Правления ОАО РФК по Информации и IT-технологиям говорю. Слушайте, я курировал ГПВ РФ, научную работу во всех НИИ ВМФ РФ, - так писать задания на такие тендеры категорически невозможно. это профанация не только тематики, но и самой идеи тендера. какой такой НИОКР за 15 миллионов может быть? Первый вариант был более правильным. Но его в России может выполнить только ВНИИОЗ, причем во взаимодействии с целым рядом соисполнителей, да с богатой практической базой. Если, вдруг, у госчиновников возникает практика "договоров" в государственном деле госзакупок, то она не должна вот так плавать на поверхности, профанируя 15-летнюю работу виднейших ученых отрасли, и превращая тендер в бумажный НИОКР.
Одним словом, у исполнителей все еще остаются многочисленные вопросы к ФГУ Центрохотконтроль. Но мы решали и не такие, так что сомнений в том что справимся у нас нет. Есть сомнения в том, что в России еше кто-то с этим может справиться. Ведь ситуация не шуточная. В противном случае государственные 15 миллионов рискуют просто уплыть в песок непонятных организаций никакого отношения к исследуемому вопросу не имеющим, в угоду которых, по мнению некоторых лиц, и была резко изменена конкурсная документация, превратившая конкретное дело в бумажки за 15 миллионов.
А ведь не хочется, чтобы очередные государственные средства были израсходованы на пустые бумажонки, высосанные из какой-нибудь несостоявшейся диссертации или переписанные с какой-нибудь книжки об истории самоловов в России.
Поэтому Национальный Фонд Святого Трифона - покровителя охотников и рыболовов, проведя ряд совещаний с целой группой частных лиц и организаций РФ, принял решение выдвигать собственную заявку на участие в этом тендере, привлекая к исполнению данной работы виднейших ученых и практиков охоты в России.
Мы не сомневаемся, что смогли сформировать самую квалифицированную в России команду исполнителей, которая не позволит превратить дело исполнения Госзаказа по архинужной в России теме в непонятный, неконкретный НИОКР. Российским охотникам нужна конкретика, российским охотникам нужен национальный Стандарт, российским охотникам нужны методические пособия, российским охотникам нужны стандартизированные приспособления по международным стандартам.
И дело не терпит отлагательства и превращения его в какой-то там НИОКР решение ФГУ Центрохотконтролью Потому как у России НЕТ ВРЕМЕНИ. У НАС ОСТАЛОСЬ 4 ГОДА ! Год будет потрачен на исполнение Госзаказа. И останется только 3 года на полномасштабное совершение КАПКАННОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Андрей Шалыгин
***
Грядёт «капканная» революция: в ближайшие годы охотники области должны перейти на так называемые гуманные орудия лова. Дело в том, что наша страна (под сильным давлением ЮНЕСКО) подписала и ратифицировала соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским союзом, Канадой и Российской Федерацией. По этим стандартам время умерщвления, например, волка не должно превышать 5 минут, соболя – 2 минуты, а горностая и того меньше – 45 секунд. У нас они сидят в капканах порой сутками даже в 30-градусный мороз. Пушной зверёк попадает в такие капканы чаще всего лапой, и до момента, пока он умрёт, проходит действительно большой период времени. Конечно, жалко зверька – долго мучается. Но если встать на такую гуманную точку зрения, то надо вообще охоту запретить (как требуют того «зелёные») и рыбу не ловить...
Подписывая соглашение, Россия договорилась об отсрочке его вступления в силу на четыре года. За это время планируется разработать отечественные гуманные капканы и начать их массовый выпуск. Такое задание от центрального правительства получили и учёные, и производственники. Уже есть один неплохой капкан для добычи мелких пушных зверьков. Как и у канадского, пружина у него сильней, а дуга более высокая – сдавливает не лапки дикого животного, а грудную клетку, голову, шею, и тот погибает быстро. Однако дальше экспериментальных образцов дело пока не пошло, серийное производство не налажено. Правда, в продаже появилась другая модель других авторов и производителей, но, по единодушному мнению специалистов, это орудие лова малоэффективно, им сложно пользоваться.
Гуманные капканы будут стоить недёшево. По информации, просочившейся в отраслевой прессе, не менее 350–450 рублей. Где наши профессиональные охотники, которые и так еле выживают сегодня, возьмут средства на их покупку? Ведь в некоторых районах Иркутской области они имеют по 400–500 капканов. Да и принцип постановки на пушного зверька гуманных капканов сильно отличается от тех, с которыми сибирские промысловики привыкли работать. Психологически им будет трудно вот так взять и разом шагнуть в новую таёжную цивилизацию.
Тем не менее, сообщили в службе по охране и использованию животного мира Иркутской области, мы должны перейти на гуманные орудия лова на всей территории Приангарья. На мой недоумённый вопрос, как это сделать, если, скажем, по волчьим гуманным капканам ситуация тупиковая, ибо таких орудий лова вообще нет, к их разработке даже не приступали, специалисты только вздохнули и развели руками.
Проблема регулирования численности серых разбойников острее всего стоит в нашей стране, особенно в Сибири. В Европе волков практически извели, как и в США. Теперь американцы пытаются восстановить хоть какую-то видимость равновесия копытных и хищников в дикой природе, завезли несколько десятков волков из Канады в свои национальные парки. Ну а в самой Канаде волков не так уж много. Не сравнить с Россией. У нас только в Приангарье их насчитывается 2,9 тысячи, и они по-прежнему наносят большой урон диким и домашним животным.
Заботиться о регулировании численности серых разбойников должны охопользователи. В том числе общественные организации охотников и рыболовов. Самая большая из них – Иркутская областная (ИООООиР), которую возглавляет Алексей Трубников. Она насчитывает в своих рядах около 40 тысяч человек, за ней закреплено почти 15 миллионов га, что составляет примерно четвёртую часть всех промысловых территорий Приангарья. Увы, чем заменять прежние волчьи капканы, здесь тоже не знают. «Думаем, но дельных предложений пока нет», – говорит зам. председателя ИООООиР Александр Филиппов. Ему вторит руководитель Казачинско-Ленского общества охотников и рыболовов Павел Мельников:
– Я более 20 лет возглавляю районную организацию, за эти годы насмотрелся всякого. Но чтобы такое!.. Чтобы волка, этого самого беспощадного сибирского хищника, добывать гуманными капканами, чтобы сидел он в них не более 5 минут, – это уж слишком.
– А как вообще вы относитесь к гуманным капканам?
– Никак. Я их видел только на картинках.
– Численность волков в Казачинско-Ленском районе большая?
– Да. И она стремительно растёт. Как, скажите, с ними бороться? Сначала запретили использовать в привадах яд, теперь вот до капканов добрались... В головах у охотников чехарда, они дезориентированы, не знают, что их ждёт завтра. В хорошее уже не верят... Настоящих волчатников почти не осталось.
Подобная ситуация с волками и в соседнем Жигаловском районе. Это подтвердил в разговоре со мной главный охотовед Жигаловского зверопромхоза Степан Саманин:
– Только на промысловых участках нашего предприятия (а в районе есть и другие охотпользователи) мы насчитали нынче полторы сотни хищников. В три-четыре раза больше оптимальной цифры. Были случаи, когда серые давили собак, овец, телят буквально рядом с деревнями. Много истребляют диких копытных – косулю, кабаргу, изюбря, нападают даже на лося.
– Конкуренты человеку?
– Ещё какие! Один волк съедает за год около 800 кг мяса. Вот и посчитайте, умножьте на 150. Получается 120 тонн. Чтобы уменьшить эти потери, зверопромхоз вынужден платить волчатникам по 5 тысяч рублей за каждого добытого ими хищника на нашей охотничьей территории. Но беда в том, что волчатников на весь Жигаловский район осталось всего двое. Да и те, не ровён час, могут забросить своё тяжёлое ремесло. Трудно стало охотиться на серого. Кругом одни запреты да ограничения: так нельзя, эдак не положено... Вот хищник и плодится сверх меры.
Поговорил я и с самими охотниками. Никто ничего толком не знает про гуманные капканы и в глаза их не видел. В том числе хвалёные канадские. Опасаются, что придётся вернуться к деревянным дедовским «кулёмкам» и плашкам. «Как определят, каким капканом, гуманным или не гуманным, пойман пушной зверёк? Кто это будет проверять? И где? На международном пушном аукционе? При сдаче шкурки заготовительной фирме? – задавал риторические вопросы то ли мне, то ли себе один из них, братчанин. И сам же отвечал: – Да запутаются все в итоге, потому что дужки обычного капкана можно обмотать тряпкой, чтобы не секли мех... Можно придумать другие способы... Народ у нас сметливый, выход из ситуации найдёт».
Что касается добычи волков, то кроме пули, капкана да яда, использовать который в привадах сейчас запрещено, остаются лишь ловчие ямы. Но их уже давно не применяют – дело это хлопотное и опасное для населения. Люди нынче толпами шастают по тайге в поисках дикоросов, не ровён час в яму, дно которой утыкано острыми кольями, попадёт кто. Да и спецов, умеющих делать ловчие ямы, практически не осталось. Волк – зверь хитрый, осторожный, заманить его в такую ловушку непросто. Для этого надо в совершенстве знать все его повадки, привычки. Рассказывают, в старину охотники, применяющие такой метод добычи серых, аккуратно заметали свои следы на снегу лисьим или другим мехом, чтобы перебить человеческий дух звериным. Но и эти уловки не всегда помогали. Так что охота на хищника может со временем вообще сойти на нет. В итоге он расплодится ещё больше.
Руководитель шелеховского охотколлектива «Байкалснаб» Владимир Бутько считает: такого допустить ни в коем случае нельзя. Глупо отдавать пищу хищникам, когда её людям порой не хватает. Поэтому с волками в «Байкалснабе» борются строго. Не церемонятся. Все 20 членов этой первички, входящей в состав ИООООиР, постоянно прочёсывают охотугодья на снегоходах, на вездеходном транспорте, смотрят, не появился ли на снегу свежий волчий след. Стараются, чтобы не повторилась ситуация 10–13-летней давности. Тогда в их охотугодья пришли волки и загрызли почти всех диких кабанов. Изюбри и лоси тоже сильно пострадали от неуёмного аппетита серых разбойников.
– Вопрос встал ребром: или мы резко уменьшаем количество волков, или они сведут на нет популяцию диких кабанов и наш труд по восстановлению их численности окажется напрасным, – вспоминает Владимир Бутько. – Выбора у нас тогда не было – все силы бросили против хищников. Ставили петли на них, капканы, применяли яд – фторацетат бария, который тогда ещё не был под запретом. И волков у нас не стало. Недавно появились снова два, одного мы сразу застрелили, а второй, поняв ситуацию, ушёл сам. Но бдительности не теряем, постоянно патрулируем закреплённые за нами охотугодья.
В охотколлективе активно охраняют промысловые участки не только от волков, но и от браконьеров, пожаров. Подкармливают в зимнее время диких свиней, заготавливают летом для копытных сено, для глухарей – галечники, прокладывают дороги, строят мосты через речки. Поголовье диких животных в результате постоянно увеличивается. Например, численность кабанов за последние четыре года возросла в два раза.
Однако не все охотпользователи так рачительны, не все согласны тратить время, силы, средства на борьбу с хищниками. Иначе серые не чувствовали бы себя в Приангарье так вольготно, не «осваивали» одна за другой новые территории.
Вопрос регулирования численности волков настолько злободневный и острый, что его не обошли вниманием депутаты Законодательного Собрания. На одном из последних заседаний комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве парламентарии предложили принять дополнительные меры по организации охоты на него. В прежние годы, как известно, за шкуру одного взрослого хищника из областного бюджета выплачивалась премия в размере 5 тысяч рублей, теперь на поощрение денег нет. Чтобы хоть как-то заинтересовать волчатников, депутаты выступили с инициативой: предоставлять им внеочередное право при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В отличие от всех других хищников, в том числе медведя, охота на серых разбойников не лицензируется, не ограничена какими-либо сезонно-временными рамками – разрешена на протяжении всего года.
ВНИИОЗ
Институт был создан 15 мая 1922 г. при Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии в виде Центральной научно-исследовательской биологической станции, расположенной на территории Погонно-Островского лесничества под Москвой. В 1932 г. она была преобразована во ВНИИ пушного охотхозяйства (ВНИПО) Наркомвнешторга СССР. В состав ВНИПО вошла сеть региональных зональных лабораторий, организованных в различных городах в 1928 г. (Казань, Новосибирск, Иркутск), а к 1940 г. в состав института входило 10 филиалов (отделений). В дальнейшем институт неоднократно менял свою ведомственную подчиненность и название: в 1946 г. Всесоюзный институт охотничьего промысла (ВНИО) подчинялся Наркомзагу СССР; в 1956 г. функции упраздненного Министерства заготовок перешли Центросоюзу СССР, которому и стал подчиняться институт. После присоединения к ВНИО ЦНИЛ кожевенного сырья и шерсти наш институт сменил свое название на ВНИИЖП (Всесоюзный научно-исследовательский институт животного сырья и пушнины).
В 1958 г., в соответствии с указанием Правительства СССР, институт был перебазирован из Москвы в Киров. В 1969 г. ВНИИЖП приобрел современное название – ВНИИОЗ (Всесоюзный НИИ охотничьего хозяйства и звероводства), а в связи с 50-летием института постановлением Совета Министров РСФСР от 13.03.1973 г. № 130 ему было присвоено имя основателя и первого директора охотничье-промысловой биологической станции профессора Б.М. Житкова. После ликвидации СССР институт подчинялся Центросоюзу России, а с апреля 1993 г. перешел в систему Российской академии сельскохозяйственных наук.
В институте и его отделениях в разное время работали соратники и последователи Б.М.Житкова - всемирно известные ученые: А.Н. Формозов, П.А. Мантейфель, Б.А. Кузнецов, Н.П. Лавров, Н.П. Наумов, С.П. Наумов, Н.К. Верещагин, В.Я. Генерозов, Д.Н. Данилов, А.А. Слудский, П.Б. Юргенсон, В.А. Попов, А.А. Колосов и дp. Они внесли значительный вклад не только в становление и развитие российского охотоведения и звероводства, но и в теорию общей биологии, экологии, стали основателями новых научных направлений и школ, авторами монографий и учебников, подготовили многочисленную плеяду учеников.
В предвоенные годы в институте были разработаны научные основы прогнозирования численности основных промысловых видов пушных зверей, создана «служба урожая», являющаяся прототипом современной службы мониторинга численности охотничьих животных. С целью увеличения ресурсов охотничьих животных и продукции пушного промысла интенсивно проводились исследования и эксперименты по изучению биологии видов как основы для их интродукции и реинтродукции (соболь, бобр, ондатра и др.). В промысел и заготовки вовлекались весенне-летние виды пушных зверей (крот, цокор, слепыш, водяная полевка и др.). Были созданы первые стандарты на продукцию охотничьего промысла, что ознаменовало появление в стране научного товароведения пушно-мехового сырья.
В военные и послевоенные годы в результате исследований сотрудников института интенсифицировались практические работы по восстановлению ареала соболя и бобра, созданию промышленных очагов ондатроводства, полувольного нутриеводства. Были созданы устойчивые группировки американской норки в Сибири и на Дальнем Востоке, енотовидной собаки на европейской территории страны, енота-полоскуна в Закавказье и Белоруссии. Расселявшиеся виды стали играть в охотничьем промысле ведущую роль, составляя впоследствии более половины всего объема заготавливаемой пушнины. На каждую завезенную в СССР ондатру, например, к концу 80-х годов было заготовлено более 47 тыс. шкурок, а на каждую завезенную и выпущенную на волю – 72,9 тыс. штук. В период с 1935 по 1987 годы государством было закуплено более 120 млн. шкурок этого грызуна. Выпуски выхухоли в пойменных угодьях р. Уй в Челябинской области в начале 50-х годов прошлого столетия позволили создать крупный очаг этого редкого вида – эндемика России в бассейне р. Тобола в Курганской области и на территории Северного Казахстана.
Следует отметить, что за исследования биологии соболя и создание очагов промыслового ондатроводства в Казахстане сотрудники института П.А. Мантейфель и Л.А. Волянский, а также А.А. Слудский, долгое время работавший в Казахстанском отделении ВНИИОЗ, были удостоены звания лауреата Сталинской премии.
С 1958 г. в районах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока по рекомендации института, сотрудники которого разрабатывали проектную документацию, была создана сеть коопзверопромхозов – около 100 промыслово-звероводческих хозяйств потребкооперации. Эти передовые для того времени предприятия не только позволили сохранить промысловую охотничью отрасль, но и спасли от хищнического освоения ресурсы соболя, других пушных и копытных зверей.
После перевода института в Киров, наряду с традиционными направлениями исследований, стало интенсивно развиваться кооперативное звероводство. Из достижений специалистов следует отметить выведение на базе опытного зверохозяйства «Вятка» новой породной группы красной лисицы – вятской огневки, успешную доместикацию енотовидной собаки, ондатры, сурка, шиншиллы, колонка, выдры и белого песца. Соответствующие рекомендации по их разведению были разработаны и представлены практическим организациям.
Питомник охотничьих собак института, занимающийся разведением и улучшением породных качеств европейских и западно-сибирских лаек, за время своего существования стал поставщиком более 6 тысяч щенков, вывезенных с целью создания племенных очагов в промысловых районах России. В 2002 г. он отметил свое 60-летие и в настоящее время является одним из центров по разведению отечественных пород охотничьих собак.
В 60-е и в 70-е годы прошлого столетия в институте были начаты исследования растительных ресурсов (ягод, плодов, грибов, лекарственно-технического сырья), работы по созданию средств малой механизации для совершенствования освоения этих видов ресурсов (машины для очистки собранных ягод от примесей, для извлечения и очистки орехов кедра и кедрового стланика и др.), по рационализации техники охотничьего промысла.
Институт в конечном итоге стал базовой организацией по стандартизации капканов для отлова пушных зверей и проведения исследований, направленных на гуманизацию охотничьего промысла. Новые разработанные конструкции капканов прошли международную сертификацию.
Неоценимая заслуга ВНИИОЗ заключается в организации на базе Кировского сельскохозяйственного института отделения (1965 г.), а затем - факультета охотоведения. Первыми преподавателями биологических и специальных дисциплин, естественно, были сотрудники института (С.А. Ларин, В.Г. Сафонов, И.Б. Корсакова, И.В. Александрова, В.Ф. Гаврин, Ю.П. Язан, А.Т. Войлочников, З.Х. Давлетов и др. Подготовка кадров охотоведов дала свои плоды – бывшие выпускники факультета составляют значительную часть сотрудников института. И на специализированных кафедрах Вятской госсельхозакадемии основу профессорско-преподавательского состава составляют бывшие ВНИИОЗовцы (В.К. Мельников, В.М. Козлов, Ю.С. Заболотских, В.И. Машкин, А.А. Шулятьев, А.С. Залесов).
В 80-е и в 90-е годы прошлого столетия усилились исследования по технологии хранения и переработки продукции охотничьего промысла и звероводства, по совершенствованию хозяйственных механизмов и правовых вопросов ведения отрасли в новых экономических условиях, по разработке региональных систем ведения промыслового охотничьего хозяйства. В связи с развитием охотничьего туризма в России институт осуществляет научные исследования и практические мероприятия, связанные с организацией международного охотничье-рыболовного туризма.
Институт, вследствие разветвленной периферийной сети, наличия квалифицированных кадров и опыта работы в новых экономических условиях, способен обеспечить потребности предприятий отрасли.
Современная сфера деятельности института находится в рамках следующих основных направлений:
Наш институт стоял у колыбели звероводства в России, он был инициатором ввоза в СССР племенных пушных зверей из Северной Америки, внес существенный вклад в доместикацию животных, выведение новых пород и разработку ряда эффективных методов изучения, кормления, содержания, размножения, профилактики и лечения болезней пушных зверей. Теоретические и практические основы современного звероводства были пополнены серьезными исследованиями по следующим направлениям:
В настоящее время в научных подразделениях института продолжаются работы по сохранению уникального генофонда видов пушных зверей, изучаются возможности введения в зоокультуру и доместикации новых видов животных, совершенствуются отечественные технологии производства продукции звероводства, в т.ч. с учетом требований Совета Европы. В звероводство внедряются новые нетрадиционные корма и экологичные БАВ для пушных зверей, совершенствуются и разрабатываются новые методы, средства, способы профилактики и лечения болезней клеточных пушных зверей и диких животных.
В настоящее время в составе института осталось лишь 8 российских филиалов: Северный (г. Архангельск); Западный (г. Санкт-Петербург); Южный (г. Краснодар); Специализированный (г. Ижевск); Уральский (г. Екатеринбург); Западно-Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск) и Московский (г. Сергиев Посад Московской области), созданный по решению Президиума Россельхозакадемии в 2006 г.
Сохраняя в целом традиционные направления охотоведческих исследований, в последние годы сотрудники филиалов, как и сотрудники головного института, развивают направления НИР, связанные с оценкой антропогенного воздействия на животный и растительный мир в результате хозяйственной деятельности.
Данные исследования, как и работы по межхозяйственному и внутрихозяйственному проектированию охотничьих хозяйств, востребованы и широко используются заказчиками – практиками. Помимо НИР, предусмотренных Программой фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития АПК Российской Федерации на 2002-2006 гг., за этот период институтом выполнено более 400 научных, внедренческих, технологических и других работ по хоздоговорам-контрактам с заказчиками. Объем работ, выполненных за счет различных источников финансирования, составил за пятилетие 136,8 млн. руб.
Общее число сотрудников ВНИИОЗ в настоящее время - 161 человек, в том числе 8 докторов и 31 кандидат наук. Первыми докторами биологических наук на вятской земле в 1973-1974 гг. стали С.А. Корытин, И.Д. Кирис и Ю.П. Язан. Позднее защитили докторские диссертации Н.Н. Граков, И.П. Карпухин, В.К. Мельников, В.Г. Сафонов, авторитетные специалисты в области охотоведения. В 90-е годы и в начале текущего столетия докторские диссертации защитили охотоведы – бывшие выпускники Вятской госсельхозакадемии и сотрудники института В.А. Чащухин, В.И. Машкин, В.М. Козлов, Ю.С. Заболотских, В.В. Ширяев, В.М. Глушков, И.А. Домский, А.П. Савельев.
В 2002-2006 гг. ВНИИОЗ являлся официальным соисполнителем 3-х Федеральных целевых программ, основные из них: «Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных и видов, имеющих ресурсное обеспечение»; «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера». По заданию МСХ РФ разработана концепция и макет Федерального закона об охоте и охотничьем хозяйстве. В эти же годы институт участвовал в выполнении 7 международных научно-технических программ, в том числе в разработке гуманных методов и орудий лова пушных зверей по заказу Международной пушной торговой федерации и Международной ассоциации агентств рыбы и дичи, в программе Евросоюза по сохранению европейской норки, в разработке мер сохранения амурского тигра по заказу Всемирного фонда охраны диких животных.
За прошедшее пятилетие сотрудники института приняли участие в 319 научных конгрессах, конференциях, съездах и т.д., в том числе в 33 - за рубежом, участвовали в работе 50 семинаров, 27 выставок и ярмарок для специалистов охотничьего хозяйства и звероводства. За этот период институт организовал и провел 5 международных и всероссийских конференций. С 2002 по 2006 гг. институтом издано 34 книги, монографии, сборника научных трудов, опубликовано в отечественных научных 805 и в зарубежных изданиях – 72 статьи, получено 6 патентов и 1 свидетельство на полезную модель. Одиннадцати сотрудникам института присвоено звание «Заслуженный работник охотничьего хозяйства России»; член-корреспондент РАСХН В.Г. Сафонов награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. За пропаганду научных достижений на всероссийских выставках сотрудники института получили 13 медалей. Старший научный сотрудник института А.Е. Скопин выиграл конкурс на финансирование исследований по гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных.
Институт является членом Международной ассоциации агентств рыбы и дичи, в которую входят Канада, США, Россия и страны Евросоюза. Сотрудники института входят в число экспертов технического комитета Международной организации по стандартизации «Капканы для млекопитающих животных», принимают участие в работе многих Всероссийских государственных и общественных организаций, ученых и диссертационных советов.
Группа техники впервые была сформирована в 1938 г. С 1946 г. она переименована в лабораторию экономики и техники. Как самостоятельное подразделение института – сектор, а затем и лаборатория техники охотничьего хозяйства – выделена в 1953 г. С 1991 г. лаборатория переименована в отдел техники охотничьего промысла.
До формирования самостоятельного отдела, вопросами техники в охотничьем хозяйстве в институте занимались С.П. Наумов, А.И. Жаринов, Р.В. Лампрехт. Руководителями лаборатории в разные годы были Д.Н. Данилов, Ю.А. Герасимов, С.А. Ларин, В.А. Замахаев.
Технология и техника пушного промысла были и остаются до настоящего времени основой исследований и технических разработок сотрудников. Отдел является центром стандартизации и испытаний капканов, а также других ловушек для охотничьих пушных зверей. Сотрудниками лаборатории в разные годы осуществлялись: разработка, усовершенствование и испытания отечественного охотничьего оружия, боеприпасов, снегоходной техники, охотничьего снаряжения; подготовка нормативов, рекомендаций по их использованию и применению. Разработки В.Ф. Кувалдина и других сотрудников посвящены механизации трудоемких процессов при сборе кедрового ореха и дикорастущих ягод. В исследованиях С.А. Корытина и сотрудников его группы много внимания уделялось запаховым приманкам для пушных зверей.
В последние годы основные разработки отдела направлены на совершенствование имеющихся типов капканов и разработку новых ловушек, соответствующих международным стандартам по отлову диких животных. В тесном сотрудничестве с международными организациями проводятся испытания новых моделей капканов на промысле основных видов пушных зверей, совершенствуются конструкции и способы установки ловушек, налаживается их производство. Издаются методические пособия по применению новых капканов. Анализ рынка современного охотничьего оружия и боеприпасов является одним из основных приоритетов в работе отдела. Сотрудниками отдела инициированы исследования вопросов гуманного отношения к животным и оценки места охоты в современном обществе.
СОСТАВ ОТДЕЛА
Миньков С.И. – к.с.-х.н., зав. отделом
Чащухин В.А. – проф., д.б.н., в.н.с.
Тетера В.А. – с.н.с.
Чайкин А.В. – главный инженер
Целищева М.И. – н.с.
ВАЖНЕЙШИЕ ПУБЛИКАЦИИ