Охота с луком и арбалетом в России, видео про охоту с луком и арбалетом в России, купить охотничий лук и арбалет в России, луки для охоты, арбалет для охоты купить
Поиск по сайту
Рассылка новостей
купить лук, купить арбалет, купить лук для охоты, купить арбалет для охоты, купить рогатку для охоты, набор для выживания
купить лук, купить арбалет, купить лук для охоты, купить арбалет для охоты, купить рогатку для охоты, набор для выживания
Грибы, где собирать грибы, когда собирать грибы, календарь грибника
27.12Загадочные тайны озер Алтая: Горные Духи Телеутов как симптомы ртутного отравления
Прекрасен и богат суровый Алтай. Прекрасен горными хребтами, на вершинах которых слепят глаз вечным сиянием снега – «белки». Красив суровым спокойствием гольцов – гор ростом пониже, обветренных и хмурых, держащих в каменные объятиях полноводные и быстрые реки. Их макушки безлесны и бесснежны, потому что на округлых, плоских каменных грядах ничто не может удержать ни снег, ни почву под суровыми сибирскими ветрами. Более же всего прекрасен Алтай контрастом огромных буйных водопадов и спокойных озер с прозрачнейшей водой, отражающей горные пики и древние кедры.
Озера Алтая
 

Богат Алтай своими рудами, металлами, в том числе – драгоценными. Само наименование края происходит от слова «алт» - золото. Месторождениями минералов, углем, мрамором и самоцветами. Богат и таежными сокровищами, прокормившими сотни поколений жителей сердца Сибири. Телеуты, челканцы, кумандины и ойроты сотни и сотни лет кормились от тайги и реки и знали природу родного края и ее особенности, как могут знать только люди, живущие в полном единении с родной землей.

Однако, кое-что оставалось непонятным и загадочным даже для них, находя отражение в туманных описаниях, полных опаски и легендах, состоящих из символических недоговоренностей и загадок. Вот об одной из ойротских легенд, скрывавшей опасную как смерть и богатую как сама Сибирь тайну мы и поведем сегодня речь. А еще – о мужестве, уме и упорстве людей, разгадавших, рискуя жизнью, ойротскую загадку и подаривших России огромные богатства.
 
Прекрасен и богат суровый Алтай. Прекрасен горными хребтами, на вершинах которых слепят глаз вечным сиянием снега – «белки». Красив суровым спокойствием гольцов –гор ростомпониже, обветренных и хмурых, держащих в каменные объятиях полноводные и быстрые реки. Их макушки безлесны и бесснежны, потому что на округлых, плоских каменных грядах ничто не может удержать ни снег, ни почву под суровыми сибирскими ветрами. Более же всего прекрасен Алтай контрастом огромных буйных водопадов и спокойных озер с прозрачнейшей водой, отражающей горные пики и древние кедры.   Богат Алтай своими рудами, металлами, в том числе – драгоценными. Само наименование края происходит от слова «алт» - золото. Месторождениями минералов, углем, мрамором и самоцветами. Богат и таежными сокровищами, прокормившими сотни поколений жителей сердца Сибири.Телеуты, челканцы, кумандины и ойроты сотни и сотни лет кормились от тайги и реки и знали природу родного края и ее особенности, как могут знать только люди, живущие в полном единении с родной землей.  Алтайские горы.jpg   Однако, кое-что оставалось непонятным и загадочным даже для них, находя отражение в туманных описаниях, полных опаски и легендах, состоящих из символических недоговоренностей и загадок. Вот об одной из ойротских легенд, скрывавшей опасную как смерть и богатую как сама Сибирь тайну мы и поведем сегодня речь. А еще – о мужестве, уме и упорстве людей, разгадавших, рискуя жизнью, ойротскую загадку и подаривших России огромные богатства. Озеро горных духов   Есть на Алтае озеро… Вы скажете – мол, и не одно есть. И сами удивитесь, насколько правы. Потому что легенду, которую я Вам сейчас расскажу, молва приписывала не одному озеру, а нескольким. На то были причины. Указывали на озеро Дены-Дерь у горы Кара-Оюк между Катунской и Чуйской балками. Этим вариантом воспользовался знаменитый геолог и писатель Иван Ефремов для рассказа  «Озеро горных духов». Говорили  об озере Чейбеккель или Чойбек Коль – Мертвом озере, в котором не живет рыба, возле которого птицы не гнездятся и по берегам его ничего не растет. Указывали и на другие, труднодоступные горные озера, но эти два варианта упоминали особенно часто.   И говорили ойроты, что есть, мол, озеро, на котором живут злые горные духи. По доброй воле ни один, даже самый храбрый охотник не пошел бы в те края. Но если, по несчастливой своей судьбе, случалось кому выйти на холодные берега, окруженные горными пиками, в родное стойбище возвращался уже не тот человек, что уходил. Горные духи мстили непрошеному гостю, отнимая силу и храбрость, а взамен давая странную немощь. Особенно плохо приходилось тем, кому случалось подсмотреть, как духи пляшут над озером.   Загадка Алтая.jpg   Загорались на скалистых берегах кровавые огни, а над водой извивались гигантские зелено-голубые полупрозрачные тени. Искрилась вода в солнечном свете, снопы лучей пронизывали танцующих призраков, заставляя их сиять ни на что не похожим сумрачным отблеском. И все ускорялась пляска. Терял рассудок завороженный несчастный, видевший то, чего не должно видеть человеку, и бросался ближе к воде, к огням, к зловеще прекрасным теням.   Но, едва он добирался до берега, – все пропадало, а на дерзнувшего пойти в гости к духам падала странная усталость. А за ней приходила слабость и боль. Такие, даже, случись им добраться до дому, долго не жили. Умирали от непонятной болезни, «проклятия горных духов». А за озером ширилась дурная слава.   Закат на Алтае.jpg  Так передавалась легенда из уст в уста, пока в середине XIX века на Алтай не пришли первые геологи. Разгадка легенды горного Алтая  В 1842 году состоялась экспедиция Петра Александровича Чихачева с целью исследования богатств Алтая. Позже Петр Александрович, человек из дворянской семьи, всесторонне образованный, описал результаты экспедиции в книге «Путешествие на Восточный Алтай». Большая часть книги посвящена небывало объемным и значимым результатам. Множество богатств было найдено и описано на том нелегком маршруте. И только скупые упоминания дают возможность прочитать «между строк», как тяжело порой приходилось участникам экспедиции.   Как, например, у нанятых местных проводников приходилось отбирать на ночь обувь и огнива, следить за их лошадьми, чтобы, утомленные тяжелыми каждодневными испытаниями, проводники не покинули экспедицию посреди неизвестного края. Как иногда такое происходило и Петр Александрович, благодаря свою предусмотрительность, подсказавшую взять больше лошадей, чем было необходимо, выбирался к жилью и нанимал новых проводников.   Как переправа через Катунь далась настолько тяжко, что по ее благополучному завершению не только проводники-алтайцы, но и сам Чихачев вязали на кусты жертвенные ленты-кыйра для духов. В благодарность, что все остались живы.   В этом-то путешествии, промывая речной песок в поисках золота, экспедиция Чихачева обнаружила красные зерна «крови дракона», как ее поэтически называли в близком Китае – киновари. Возможно, имей экспедиция более узкую цель или получи Петр Александрович худшее образование, карминно-красная находка была бы выброшена и забыта. Однако, к счастью, этого не случилось. Обнаруженное было тщательно описано, задокументировано и образцы сохранены.   Как раз в эти места проводники шли особенно неохотно, прокладывая путь странно и утверждая, что так лучше. При расспросах ссылались на горных духов.   Как вы понимаете, читатель, теперь самое время линиям сюжета сойтись в одно целое, дав разгадку ойротской легенды и объяснение – при чем тут киноварь. Дело в том, что последняя – наиболее распространенный ртутный минерал. Еще в Римской империи киноварь добывали для получения ртути. А также – закупали в Альмадене, где находится крупнейшее в мире ртутное месторождение.   А то, что ойроты принимали за последствия тесного нежелательного общения с духами, на самом деле было симптомами отравления ртутью.   Ртуть на Алтае.jpg  В ясные, солнечные дни летучая ртуть испарялась. Воздух, насыщенный ее испарениями, преломляясь в лучах солнца, давал странные оптические эффекты. А кровавые огни на берегах были богатыми выходами киновари, сверкавшими на свету.   Вдыхая пары ртути, содержавшиеся в солнечные дни в воздухе в убийственных количествах, люди отравлялись. И постигавшее их возбуждение было первым симптомом отравления ртутью, Развиваясь далее, оно давало слабость и болезнь, зачастую приводившую к летальному исходу. Именно поэтому хуже всего приходилось тем, кто видел «пляску духов» - они выходили к месторождениям в солнечные дни, когда пары ртути были особенно насыщенными.     Однако это открытие Чихачева оставалось не взятым в разработку еще более чем полвека. Сам Петр Александрович остался знаменит, скорее, открытием Кузнецкого каменноугольного бассейна. А один их горных хребтов на Алтае, в краях, где проходила экспедиция, теперь носит его имя.   Люди, жившие в тех краях, еще полвека не догадывались о причинах странной хвори, поскольку широко разрабатываться месторождение стало не сразу. Так, «озеро горных духов» - тот его вариант, который носит название Дены-Дерь, посетил художник Григорий Чорос, подписывавший свои картины «Григорий Гуркин». И вывез оттуда эскизы, ставшие началом картины «Озеро горных духов». Именно ее цветовая гамма подтвердила подозрения уже советских ученых о богатейшем месторождении. Болезнь  - точнее, отравление, не обошло стороной и его.   В своем рассказе «Озеро горных духов» Иван Ефремов говорит, что ему после смерти Чороса переслали эскиз. На деле же ему должна была достаться картина. Но художник был репрессирован и расстрелян, о чем в рассказе умалчивается по понятным причинам. А судьба картины с тех пор неизвестна. Умалчивает Ефремов и о предшественнике советских геологов Петре Александровиче Чихачеве – в те времена было принято полностью приписывать открытие тем, кто на деле прошел уже по его следам. При всем понимании тогдашней ситуации, теперь-то мы можем упомянуть это имя.   В 1934-1935 годах на Алтай пришла партия геологов В.А. Кузнецова и А. С. Мухина. Ими было подтверждено, что месторождение может эксплуатироваться как промышленное. Надо отдать должное и другой стороне правды- о масштабах месторождения до тех пор не подозревали. Во времена Великой Отечественной войны была начата разработка Акташского рудника, принесшего за 30 лет его деятельности более 30000 тонн ртути. Но этим дело не ограничивается. Ртутная зона имеет протяженность более ста километров. По масштабам сравним Чаган-Узунский рудник, открытый геологом Пышкиным, но в той же зоне находятся еще более десятка месторождений. Этим объясняется, почему ойроты указывали на несколько разных озер, как на озеро горных духов. Просто испарения ртути действительно возникали в разных местах.   Начатая в годы войны добыча ртути до сих пор имеет важнейшее промышленное значение для Алтая и всей России.   А началось все, если помните, с ойротской легенды. И продолжилось людьми, сумевшими эту легенду расшифровать и не побоявшимися мифических духов и вполне реальных трудностей и тягот многодневного пути по горному Алтаю, сопротивления и отсутствия поддержки со стороны местных жителей и суровости сибирской природы.
 

Озеро горных духов

Есть на Алтае озеро… Вы скажете – мол, и не одно есть. И сами удивитесь, насколько правы. Потому что легенду, которую я Вам сейчас расскажу, молва приписывала не одному озеру, а нескольким. На то были причины. Указывали на озеро Дены-Дерь у горы Кара-Оюк между Катунской и Чуйской балками. Этим вариантом воспользовался знаменитый геолог и писатель Иван Ефремов для рассказа «Озеро горных духов». Говорили об озере Чейбеккель или Чойбек Коль – Мертвом озере, в котором не живет рыба, возле которого птицы не гнездятся и по берегам его ничего не растет. Указывали и на другие, труднодоступные горные озера, но эти два варианта упоминали особенно часто.

И говорили ойроты, что есть, мол, озеро, на котором живут злые горные духи. По доброй воле ни один, даже самый храбрый охотник не пошел бы в те края. Но если, по несчастливой своей судьбе, случалось кому выйти на холодные берега, окруженные горными пиками, в родное стойбище возвращался уже не тот человек, что уходил. Горные духи мстили непрошеному гостю, отнимая силу и храбрость, а взамен давая странную немощь. Особенно плохо приходилось тем, кому случалось подсмотреть, как духи пляшут над озером.

Загорались на скалистых берегах кровавые огни, а над водой извивались гигантские зелено-голубые полупрозрачные тени. Искрилась вода в солнечном свете, снопы лучей пронизывали танцующих призраков, заставляя их сиять ни на что не похожим сумрачным отблеском. И все ускорялась пляска. Терял рассудок завороженный несчастный, видевший то, чего не должно видеть человеку, и бросался ближе к воде, к огням, к зловеще прекрасным теням.

Но, едва он добирался до берега, – все пропадало, а на дерзнувшего пойти в гости к духам падала странная усталость. А за ней приходила слабость и боль. Такие, даже, случись им добраться до дому, долго не жили. Умирали от непонятной болезни, «проклятия горных духов». А за озером ширилась дурная слава.

Так передавалась легенда из уст в уста, пока в середине XIX века на Алтай не пришли первые геологи.
 


 

Разгадка легенды горного Алтая

В 1842 году состоялась экспедиция Петра Александровича Чихачева с целью исследования богатств Алтая. Позже Петр Александрович, человек из дворянской семьи, всесторонне образованный, описал результаты экспедиции в книге «Путешествие на Восточный Алтай». Большая часть книги посвящена небывало объемным и значимым результатам. Множество богатств было найдено и описано на том нелегком маршруте. И только скупые упоминания дают возможность прочитать «между строк», как тяжело порой приходилось участникам экспедиции.

Как, например, у нанятых местных проводников приходилось отбирать на ночь обувь и огнива, следить за их лошадьми, чтобы, утомленные тяжелыми каждодневными испытаниями, проводники не покинули экспедицию посреди неизвестного края. Как иногда такое происходило и Петр Александрович, благодаря свою предусмотрительность, подсказавшую взять больше лошадей, чем было необходимо, выбирался к жилью и нанимал новых проводников.

Как переправа через Катунь далась настолько тяжко, что по ее благополучному завершению не только проводники-алтайцы, но и сам Чихачев вязали на кусты жертвенные ленты-кыйра для духов. В благодарность, что все остались живы.

В этом-то путешествии, промывая речной песок в поисках золота, экспедиция Чихачева обнаружила красные зерна «крови дракона», как ее поэтически называли в близком Китае – киновари. Возможно, имей экспедиция более узкую цель или получи Петр Александрович худшее образование, карминно-красная находка была бы выброшена и забыта. Однако, к счастью, этого не случилось. Обнаруженное было тщательно описано, задокументировано и образцы сохранены.

Как раз в эти места проводники шли особенно неохотно, прокладывая путь странно и утверждая, что так лучше. При расспросах ссылались на горных духов.

Как вы понимаете, читатель, теперь самое время линиям сюжета сойтись в одно целое, дав разгадку ойротской легенды и объяснение – при чем тут киноварь. Дело в том, что последняя – наиболее распространенный ртутный минерал. Еще в Римской империи киноварь добывали для получения ртути. А также – закупали в Альмадене, где находится крупнейшее в мире ртутное месторождение.

А то, что ойроты принимали за последствия тесного нежелательного общения с духами, на самом деле было симптомами отравления ртутью.

 

В ясные, солнечные дни летучая ртуть испарялась. Воздух, насыщенный ее испарениями, преломляясь в лучах солнца, давал странные оптические эффекты. А кровавые огни на берегах были богатыми выходами киновари, сверкавшими на свету.

Вдыхая пары ртути, содержавшиеся в солнечные дни в воздухе в убийственных количествах, люди отравлялись. И постигавшее их возбуждение было первым симптомом отравления ртутью, Развиваясь далее, оно давало слабость и болезнь, зачастую приводившую к летальному исходу. Именно поэтому хуже всего приходилось тем, кто видел «пляску духов» - они выходили к месторождениям в солнечные дни, когда пары ртути были особенно насыщенными.

Однако это открытие Чихачева оставалось не взятым в разработку еще более чем полвека. Сам Петр Александрович остался знаменит, скорее, открытием Кузнецкого каменноугольного бассейна. А один их горных хребтов на Алтае, в краях, где проходила экспедиция, теперь носит его имя.

Люди, жившие в тех краях, еще полвека не догадывались о причинах странной хвори, поскольку широко разрабатываться месторождение стало не сразу. Так, «озеро горных духов» - тот его вариант, который носит название Дены-Дерь, посетил художник Григорий Чорос, подписывавший свои картины «Григорий Гуркин». И вывез оттуда эскизы, ставшие началом картины «Озеро горных духов». Именно ее цветовая гамма подтвердила подозрения уже советских ученых о богатейшем месторождении. Болезнь - точнее, отравление, не обошло стороной и его.

В своем рассказе «Озеро горных духов» Иван Ефремов говорит, что ему после смерти Чороса переслали эскиз. На деле же ему должна была достаться картина. Но художник был репрессирован и расстрелян, о чем в рассказе умалчивается по понятным причинам. А судьба картины с тех пор неизвестна. Умалчивает Ефремов и о предшественнике советских геологов Петре Александровиче Чихачеве – в те времена было принято полностью приписывать открытие тем, кто на деле прошел уже по его следам. При всем понимании тогдашней ситуации, теперь-то мы можем упомянуть это имя.

В 1934-1935 годах на Алтай пришла партия геологов В.А. Кузнецова и А. С. Мухина. Ими было подтверждено, что месторождение может эксплуатироваться как промышленное. Надо отдать должное и другой стороне правды- о масштабах месторождения до тех пор не подозревали. Во времена Великой Отечественной войны была начата разработка Акташского рудника, принесшего за 30 лет его деятельности более 30000 тонн ртути. Но этим дело не ограничивается. Ртутная зона имеет протяженность более ста километров. По масштабам сравним Чаган-Узунский рудник, открытый геологом Пышкиным, но в той же зоне находятся еще более десятка месторождений. Этим объясняется, почему ойроты указывали на несколько разных озер, как на озеро горных духов. Просто испарения ртути действительно возникали в разных местах.

Начатая в годы войны добыча ртути до сих пор имеет важнейшее промышленное значение для Алтая и всей России.

А началось все, если помните, с ойротской легенды. И продолжилось людьми, сумевшими эту легенду расшифровать и не побоявшимися мифических духов и вполне реальных трудностей и тягот многодневного пути по горному Алтаю, сопротивления и отсутствия поддержки со стороны местных жителей и суровости сибирской природы.

 
PhD, DBA, Главный редактор National Explorer
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Теги материала
Комментарии
Артем Головин
19.10.2016 14:30:07
Зачем пишите такую чушь?: при чем тут киноварь. Дело в том, что последняя – наиболее распространенный ртутный минерал ... В ясные, солнечные дни летучая ртуть испарялась. Вы путаете ртуть в жидком состоянии и минерал киноварь. В жидком состоянии ртути на Алтае нет. Киноварь не испаряется на солнце, зачем вы вымысел Ефремова выдаете за чистую монету? Да и фотография Кату-Ярыка никакого отношения к "Озеру Горных Духов" не имеет.

Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.


Комплексы Экстремального Выживания на основе арчери-рогаток стреляющих стрелами
Календарь ягодника, сбор ягод, когда собирать ягоды
Первая помощь, экстренная помощь, как оказать первую помощь