Андрей Шалыгин: Я решил затронуть тему коренных народностей не в первый раз, и каждый раз мы ее рассматриваем под иным углом. О том, что квотирование на добычу природных ресурсов у коренных жителей должно быть другим, они и сами без меня говорят
постоянно.
Однако, нам также прекрасно известно, что сейчас очень модно записывать в артели два-три коренных аборигена и под них выбивать по-сути браконьерскую квоту. Более того, при желании на местах вас запишут каким угодно по происхождению, если вам этого только захочется. Поэтому некоторые общины вообще не имеют никаких признаков этноса, рьяно козыряя своей этнокультурной персонализацией, к которой вообще никакого отношения не имеют. Это теперь и бизнес и способ узаконить беззаконие.
Здесь и далее фотографии Константин Лемешев МУП СХП Пионер, Чукотское нагорье, пролив Лонга
А так как материал про охоту на моржей я уже поставил в предверии 24 ноября - Дня Моржа: 24 ноября День Моржа и Охота на моржей: Чукотские охотники и современная охота на морского зверя 18+ (ФОТО, ВИДЕО) То и возвращаться к данному разделу так быстро нужды вроде бы и не было. Однако, на то появились свои причины и они в конце материала. Раз уж мы начали свой рассказ о чукчах с охоты на моржей, то продолжим его опять про чукчей, так как о якутах мы уже с вами говорили много раз.
Сегодняшний рассказ о народах Крайнего Севера и Дальнего Востока я решил построить немного на антитезе. Текст дать один, а фоторяд - совсем другой. Чтобы читая одно мы себе представляли как это сегодня там выглядит на самом деле. Слова это хорошо, но лучше один раз увидеть, и тогда то что ты читаешь будет пониматься совершенно по-другому.
Чукча сегодня это ... и многие сразу заулыбаются, хотя прекрасно понимают что сегодняшний чукча это и китобой, и зверобой, и оленевод, и охотник, и старатель, и каюр, и следопыт ... но и один из самых легендарных персонажей русских анекдотов - это чукча. Расказывали их все, но до конца на самом деле мало кто их понял. Давайте вспомним несколько для переосмысления:
Сидят два Чукчи на берегу Ледовитого океана. Один говорит: "Хочешь, я тебе политический анекдот расскажу?" - "Однако, нет, а то еще сошлют куда-нибудь."
Пришел китайский представитель к Чукчам: "Воевать с вами будем. Вас сколько?" - "Человек пятьсот будет. А вас?" - "Один миллиард." - "Тц-тц-тц, однако, где ж хоронить вас будем?"
Приехал Чукча в Москву. Едет в такси по городу. Вдруг наперерез - старушка. Водитель - вправо, и старушка вправо, водитель - влево и старушка влево. Еле-еле разминулись. Едут дальше. Чукча говорит: "Русский охотник - плохой охотник. Если бы Чукча дверцу не открыл - ушла бы старуха!"
Ну и так далее. Эти люди состоят из парадоксов. И в них можно разобраться.
Это сегодня мы в большинстве своем воспринимаем жителей Крайнего Севера как по большей части для некоторых забавные этносы, детей земли, способных выживать, и не способных понимать современную жизнь. Но на самом деле это очень ошибочное впечатление.
Если якуты оказались более-менее близки к массовым потокам индустриализации и коммуникации, то чукчи по факту встретились с движением к ним каких-то ресурсов общества тольков пору губернаторства Романа Абрамовича. И Губернатором Чукотки по факту не был красноармеец с миллионами из одноименного фильма, а стал только российский миллиардер, за которого они теперь голосуют чуть ли не 100% голосов. Опять парадокс.
Россия - родина индейцев
Если взять новейшие данные ученых-антропологов, то получается, что наши аборигенные расы и являются предками все техже, например, индейцев, о которых мы у себя отзываемся куда более уважительно чем о собственных малых народах.
Коллектив ученых, в который вошли семь ученых из России, в том числе из РАН, РАМН и Эрмитажа, изучил ген древнего жителя Сибири эпохи верхнего палеолита и получил новые данные, касающиеся ранних этапов заселения человеком разных континентов, в том числе и Америки.
Согласно современной точке зрения, первые жители Америки, палеоиндейцы, прибыли туда через Берингию (существовавший в то время перешеек между Сибирью и Аляской). Генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Их предки расселились по Сибири и в конечном итоге добрались до Америки.
Несмотря на то что в наиболее тесном генетическом родстве с первыми американцами состоят жители Восточной Азии, до настоящего момента ученые не могли точно установить, к какому именно народу Старого Света их гены ближе всего. В результате последнего исследования ДНК представителей разных народов ученым удалось сделать новые выводы о процессе становления древних индейцев.
Большая группа ученых под руководством Маанасы Рагхаван (Копенгагенский университет), а также при участии российских ученых (Елены Балановской, Олега Балановского, Эльзы Хуснутдиновой, Сергея Литвинова, Людмилы Осиповой, Сарданы Федеровой и Михаила Воеводы) изучила геном древнего жителя Сибири и сравнила полученные данные с генами представителей других народов. С результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале Nature.
Исследователи взяли образец ДНК скелета древнего жителя Сибири, чей возраст составляет около 24 тыс. лет. Скелет был найден на раскопках 1928–1958 годов в Усольском районе Иркутской области на стоянке Мальта, в настоящее время хранится в Эрмитаже.
Ученые провели секвенирование ДНК древнего сибиряка. Филогенетический анализ митохондриальной ДНК выявил наличие гаплогруппы U. Эта гаплогруппа встречалась более чем у 80% европейских охотников и собирателей эпох верхнего палеолита и мезолита. Сегодня она распространена в Северной Африке, на Среднем Востоке, в Южной и Центральной Азии, Западной Сибири и Европе. Гаплогруппа практически отсутствует на востоке Алтая, то есть в месте находки скелета.
Анализ Y-хромосомы показал наличие гаплогруппы R, распространенной на юге Сибири, в Западной и Южной Азии и являющейся родственной гаплогруппе Q, встречающейся у сибирских и коренных американских народов.
Ученые сравнили данные анализа с геномами 11 современных народов, четырех народов Евразии (предков современных марийцев, таджиков, аваров и индийцев), а также геномом денисовского человека. Результаты показали, что наиболее близким к древнему сибиряку современным народом являются индейцы каритиана.
Исследователи делают и другие важные выводы из результатов своей работы. Во-первых, можно заключить, что гены народов Западной Евразии попали на американский континент гораздо раньше, чем предполагалось до сегодняшнего дня, а именно ранее чем 24 тыс. лет назад, во время верхнего палеолита. Во-вторых, полученные данные могут помочь объяснить, почему индейцы обладают гаплогруппой Х (встречающейся у народов Западной Евразии, но отсутствующей в Восточной Азии).
Так что наши чукчи и эскимосы - это практически теже жители Аляски и теже не только знаменитые канадские индейцы, но и гораздо более древние аборигены американского континента.
Небольшое эссе Степана Петрова о чукчах-войнах я немного подредактировал, поэтому в сокращенном виде, убрав излишнюю патетику и ритрику, вот его рассказ о настоящих людях (кстати, все индейцы по всей планете везде именно себя при этом считают настоящими людьми).
Настоящие люди это чукчи
На самом деле трудно отыскать более воинственный и при этом неискоренимый народ, чем чукчи. Большая несправедливость, что мы сегодня не знаем об этом, хотя спартанское воспитание или индейские традиции во многом куда мягче и «гуманнее» подходов воспитания будущих чукотских воинов.
«Настоящие люди»
Луораветланы – «настоящие люди», так чукчи именуют себя сами. Да, они – шовинисты, которые считают остальных второсортными. Они шутят над собой, называя себя «потным народцем» и в подобном роде (но только между собой). При этом нюх чукчей не особо уступает нюху собак, а генетически они от нас ой как отличаются.
Чукчи – это искаженное «чаучи» – оленеводы. Именно чаучей встретили казаки в тундре, не дойдя до их прямых и признанных родственников – анкальынов, приморских луовертланов.
Детство
Как и у индейцев, у чукчей суровое воспитание мальчиков начиналось с 5-6 лет. Спать с этого времени кроме редких исключений позволялось лишь стоя, опершись на полог яранги. При этом юный чукотский воин спал чутко: для этого взрослые подкрадывались к нему и обжигали то раскаленным металлом, то тлеющим концом палки. Маленькие воины (мальчиками как-то язык не поворачивается их назвать), в итоге, начинали молниеносно реагировать на любой шорох…
Бегать приходилось за оленьими упряжками, а не ездить на санях, прыгать – с привязанными к ногам камнями. Лук был неизменным атрибутом: у чукчей вообще зрение – не в пример нашему, дальномер практически безупречен. Именно поэтому чукчей со Второй мировой войны так охотно брали в снайперы. Была у чукчей и своя игра с мячом (из оленьей шерсти), сильно напоминавшая современный футбол (только играли луораветланы в эту игру задолго до «основания» футбола англичанами). А еще любили здесь бороться. Борьба была специфической: на скользкой моржовой шкуре, дополнительно смазанной жиром, надо было не просто одолеть соперника, а кинуть его на острые кости, расставленные по краям. Это, мягко говоря, было опасно. Однако именно таким противостоянием уже взрослые юноши будут выяснять отношения со своими врагами, когда почти в каждом случае проигравшему грозит смерть от куда более длинных костей.
Путь во взрослую жизнь лежал для будущего воина через испытания. Т.к. ловкость ценилась этим народом особо, то и на «экзамене» делали ставку на нее, да на внимательность. Отец посылал сына на какое-то задание, но не оно было главным. Отец незаметно выслеживал сына, и как только тот садился, терял бдительность или попросту превращался в «удобную мишень», то в него тут же выпускалась стрела. Стреляли чукчи, как уже упоминалось выше, феноменально. Так что среагировать и уйти от «гостинца» было делом не простым. Пройти экзамен можно было лишь одним способом - выжить после него.
Ах да… Не стоит считать отцов такими уж жестокими: стреляя по сыну, глава семейства не смазывал наконечник ядом, так что ранение оставляло шансы выжить. На войне же без яда стрелы не летали…
Смерть? А что ее бояться?
Существуют записи очевидцев, которые описывают шокирующие прецедентны из жизни чукчей даже начала прошлого века. Например, у одного из них стал сильно болеть живот. К утру боль только усилилась, и воин попросил товарищей убить его. Те незамедлительно выполнили просьбу, даже не придав особого значения случившемуся.
Чукчи верили, что у каждого из них есть 5-6 душ. И для каждой души может быть свое место в раю - «Вселенной предков». Но для этого следовало выполнить некоторые условия: достойно погибнуть в бою, быть убитым от руки друга или родственника, или умереть своей смертью. Последнее – слишком большая роскошь для суровой жизни, где на заботу других уповать не стоит. Добровольная смерть для чукчей – обычное дело, достаточно лишь попросить о таком «убийстве себя» родственников. Так же поступали при ряде тяжелых болезней.
Проигравшие бой чукчи могли перебить друг друга, а про плен особо не думали: «Если я стал тебе оленем, то чего медлишь?» - говорили они победившему врагу, ожидая добивания и даже не думая просить пощады.
Война – это честь
Чукчи – прирожденные диверсанты. Малочисленные и свирепые, они были настоящим ужасом для всех, кто жил в зоне досягаемости. Известным фактом является то, что отряд коряков – соседей чукчей, присоединившихся к Российской империи, насчитывавший полсотни человек, бросался врассыпную, если чукчей было хотя бы два десятка. И не смейте обвинять в трусости коряков: их женщины всегда имели с собой нож, чтобы при нападении чукчей убить детей и себя, лишь бы избежать рабства.
С коряками «настоящие люди» воевали одинаково: сначала были торги, где каждый неверный и просто неосторожный жест мог быть понят как сигнал к резне. Если погибали чукчи, то их товарищи объявляли обидчикам войну: вызывали тех на встречу в назначенном месте, стелили шкуру моржа, смазывали ее жиром… И, конечно же, вбивали по краям множество острых костей. Все как в детстве.
Если же чукчи шли в грабительские рейды, то они просто резали мужчин и брали в плен женщин. С пленными обращались достойно, но гордость не позволяла корякам сдаваться живыми. Мужчины живыми в руки чукчей попадать тоже не хотели: в плен мужчин те брали только тогда, когда надо было выпытать информацию.
Пытки
Было два вида пыток: если требовалась именно информация, то врагу связывали руки за спиной и зажимали ладонью нос и рот, пока человек не терял сознания. После этого пленника приводили в чувства и повторяли процедуру. Деморализация была полной, даже «матерые волки» раскалывались.
Но чаще чукчи просто через пытки реализовывали свою ненависть к жертве. В таких случаях враг привязывался к вертелу, и методично прожаривался над костром.
Чукчи и Российская империя
Русских казаков в 1729 году искренне просили «не чинить насилия над немиролюбивыми народами севера». То, что чукчей лучше не злить, их соседи, присоединившиеся к русским, знали на своей шкуре. Якутский казачий голова Афанасий Шестаков и капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий пошли на земли «настоящих людей» с правилами, оружием и снаряжением цивиллизованного мира, поэтому в бою у чукчей было мало шансов.
Стрелы и копья против огнестрельного оружия – не лучший вариант. Правда, Шестаков и сам погиб. Луораветланы начали настоящую партизанскую войну, в ответ на которую сенат в 1742 году распорядился уничтожить чукчей. Последних было менее 10 000 человек с детьми, женщинами и стариками, задача казалась такой простой.
До середины XVIII века война была жесткой, но вот уже и Павлуцкого убили, и отряды его поредели. В срочном порядке издается указ, запрещающий вообще злить чукчей и лезть к ним «со злым умыслом»: за это решено было ввести ответственность.
Спустя пару десятилетий империя вновь вернулась на земли воинственных оленеводов, боясь, что с теми «заведут опасный мир» французы и англичане. Чукчей брали подкупом, уговорами и ублажениями. Дань чукчи платили «в том размере, который сами выберут», т. е. не платили вовсе, а «помощь государеву» им возили так активно, что легко было понять, кто кому на самом деле платит дань.
Попытки заставить чукчей платить ясак предпринимались неоднократно, однако без успеха. Напротив, из Российской казны выделялись значительные средства для подкупа воинственных чукчей. Вообще, среди народов Крайнего Севера чукчи оказали русским наиболее ожесточенное сопротивление. Тем временем, в 1727 по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова Сенат Российской империи утвердил мнение;: "Иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить." С этой целью на Чукотку отправили экспедицию численностью в 400 солдат и казаков, опорной базой которой стал Анадырский острог. Во главе был поставлен Шестаков, а начальником военной команды определен капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.
Французов и британцев боялись зря…
Веяния Европы чукчам были – как зайцу стоп-сигнал. Они торговали со многими, однако наибольшее обоюдное уважение в торговле проявляли… с японцами. Именно у японцев чукчи закупали свои металлические латы, которые были точь-в-точь как у самураев. А самураи были восхищены мужеством и ловкостью чукчей: последние являются единственными воинами, которые, согласно многочисленным свидетельствам современников и очевидцев, способны были не просто уклоняться от стрел, но и ловить их руками налету, умудряясь кидать (руками!) обратно во врагов.
Американцев чукчи уважали за честную торговлю, но немного погонять последних тоже любили в своих пиратских набегах. Перепадало и канадцам: известна история, когда чукчи захватили на канадском побережье чернокожих рабынь. Распробовав, что это все же женщины, а не злые духи, чукчи забрали их себе в качестве наложниц. Чукотские женщины не знают, что такое ревность и потому восприняли подобный трофей мужей нормально. Ну а негритянкам запретили рожать, т.к. они были «неполноценными людьми».
Анекдоты
Советская власть, решив нести огонь коммунистической идеологии и цивилизации в далекие чукотские яранги, радушного приема не получила. Попытка надавить на чукчей силой оказалась непростой задачей: сначала все «красные» с близлежащих территорий наотрез отказывались воевать с чукчами, а потом смельчаки, прибывшие сюда издалека, стали пропадать отрядами, группами, лагерями. В основном пропавших не находили. В редких случаях удавалось разыскать останки перебитых колонистов-неудачников. В итоге «красные» решили пойти проторенным при царе путем подкупа. А чтобы чукчи не стали символом независимости, их просто-напросто превратили в фольклор. Так поступили с Чапаевым, сделав ставку на анекдоты про «Василия Ивановича и Петьку», переделывая образ образованного и достойного, в смешного и потешного. Страх и восхищение перед чукчами сменили на образ эдакого дикаря-недоумка.
Они и сегодня такие же…
А что изменилось сегодня? По большому счету – ничего. Чукчи – это Воины. И пусть одни смеются над очередным анекдотом про чукчу, а другие восхищаются их удалью – настоящий Воин всегда бесконечно выше и тех, и других. Воин идет сквозь время, игнорируя смерть и не сворачивая со своего пути. Сквозь века и трудности, они идут дальше - Великие Воины севера, о которых мы так мало знаем.
А олени лучше
Вообще, чукчей мы сегодня воспринимаем в первую очередь как оленеводов и охотников. И если говорить вообще о народах Крайнего Севера и Дальнего Востока, то ко многим мы относимся точно также. И якуты для нас оленеводы и старатели, и ненцы, и коряки, и эскимосы, и ханты, и манси, и ительмены... Да, вобщем мы и не разбираемся даже кто где живет плюс-минус 5 000 километров. И видим мы это все несколько по-своему. Через призму СМИ.
Мы иронизируем над господином Кобылкиным, который юрту в Шереметьево ставит для рекламы туристического имиджа региона, посмеиваемся над Абрамовичем как губернатором Чукотки... Но на самом деле ничего ни о Якутии, ни о Таймыре, ни о Ямале, ни о Новой Земле, ни о Чукотке, ни о Камчатке - вообще не знаем.
Именно поэтому Саха к нам на выставку в Москву сама и приезжает, чтобы напомнить нам, что есть такое место в России, где добывают алмазы и золото, откуда везут оленину и рыбу, морского зверя и искусную резьбу. И даже лошади там свои, чуть ли не доисторические.
И даже вот об оленеводстве мы знаем по каким-то причесанным выхолощенным новостям, представить которые в реальности мы себе не можем на самом деле. Допустим вот как нам видится официальный репортаж из ненецкого автономного округа.
Завод появится... это как вот в Подмосковье такой завод чистенький в виде коробочки? Нет. Но этого из текста не следует. А применительно к фотографиям слово завод может пониматься только как по большей части юридическая форма и по меньшей части что-то фундаментально-монументальное построенное на земле. И то что будет построено, относится к переработке, и никак к оленеводству. Оленеводство останется прежним.
Завод по переработке отходов оленины появится в НАО в 2014 году
Производство по глубокой переработке отходов после забоя оленей начнет работу в конце 2014 года в Ненецком автономном округе (НАО), в начале будущего года российско-китайская ООО "Заполярный олень" начнет строительство будущего завода, сообщает администрация округа.
Новое производство будет создано в рамках деятельности созданного летом этого года российско-китайского ООО "Заполярный олень", 51% акций которого принадлежит российской стороне в лице ОАО "Мясопродукты" и 49% китайской компании "Бейхай Ле-Рич трэйдинг корпорейшн". Строительство будет осуществляться в три этапа.
"Началу работ по налаживанию производства в Нарьян-Маре предшествовала большая работа, проводимая администрацией округа на протяжении нескольких лет. На предприятии будет создано 35 новых рабочих мест. Появится новый налогоплательщик. Мы планируем освоить новые рынки сбыта уникальной в своём роде продукции. Всё это является частью большой работы по диверсификации региональной экономики", - заявил губернатор НАО Игорь Федоров.
По словам начальника управления АПК и торговли НАО Кирилла Шимко, при выходе на полную мощность будет производиться широкий ассортимент продукции из субпродуктов: костей и внутренних органов северных оленей.
На сегодняшний день вся оленина в НАО перерабатывается на ОАО "Мясопродукты", которое изготавливает из мяса оленей широкий ассортимент мясной и колбасной продукции. Панты, субпродукты, внутренние органы не используются в промышленных объёмах. Именно на их основе будут производиться биологически активные добавки, настои на оленей крови и косметические средства, пользующиеся популярностью во многих странах. Продавать продукцию планируется в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальне Востоке и в Китае.
Ресурсная база, по предварительным оценкам, составит 20 тысяч голов оленей ежегодно. На сегодняшний день общая численность поголовья оленей в Ненецком автономном округе превышает 180 тысяч голов.
Ну а как это сегодня мы слышим из Югры, например? Читается красиво. Федеральная субсидия, министр, обязательства... За этими словами вот весь расположенный видеоряд не следует. А ведь именно он и является первичным на самом деле. Слова это всего-лишь слова. И мы должны помнить кому мы их говорим.
Ладно, завод в НАО по переработке с которого получит прибыть организатор. А что с оленеводством, с источником этой прибыли, допустим, в Югре?
Министр сельского хозяйства пообещал увеличить федеральную субсидию на развитие оленеводства
Такое обязательство Николай Федоров взял на себя в ходе поездки в Югру.
Проблему развития оленеводства накануне подняла губернатор Югры Наталья Комарова в ходе рабочего совещания, посвященного поддержке малых форм хозяйствования в сельской местности. На встрече с аграриями присутствовал Министр сельского хозяйства Николай Федоров, сообщает пресс-служба губернатора ХМАО.
Глава региона отметила, что за последние три года уровень федерального софинансирования на развитие оленеводства сократился почти в пять раз. Она предложила пересмотреть формулу расчета федеральной субсидии. Сейчас она рассчитывается исходя из бюджетной обеспеченности.
«Мы считаем, что в таком «живом» деле как сельское хозяйство это вряд ли справедливый подход. Необходимо исходить о работе на результат, т.е. на необходимое поголовье оленей. В этом случае размер помощи будет совершенно другой», - убеждена Наталья Комиарова.
Николай Федоров подержал губернатора, отметив, что если не будет северного оленеводства, возникнет угроза сохранения культуры, самобытности, многонациональности.
«Я беседовал на эту тему с Президентом России и Председателем Правительства страны, у них полное понимание этой логики. В этом году на поддержку оленеводства добавляем 120 миллионов рублей, но этого тоже мало, - подчеркнул Федоров. - Я публично и ответственно беру на себя обязательства. Проблема серьезная и она не решена. Поддержка от руководства страны есть, но добиться ее реализации не так просто. Я оставляю за собой такую обязанность».
Свежо предание, но верится с трудом...
Есть еще у этой поговорки несколько более народный вариант про "свежо питание ...", более понятно отражающее суть вопроса.
В предыдущих разделах были фразы. Общие фразы ни о чем. Из конкретики об оленеводстве я только видел в заявлениях сетования на численность оленя, на проблемы с забоем и волками,
Вы из этого всего что-то конкретное вынесли о том как изменится жизнь этих людей в какой-то перспективе? Лично я - нет. Я не нашел вообще об этом ни строчки. И вообще ничего конкретного я в этих сообщения об оленеводстве не нахожу уже давно. Пожалуй, много лет.
Бунт Хантов
В Ханты-Мансийском автономном округе маленькая локальная проблема. Пока что маленькая и локальная. Глава оленеводческого хозяйства Семён Айпин отказал компании «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» в разработке месторождения на земле своего родового угодья. Сын главы хозяйства, Александр Айпин, сказал: если на участках найдут нефть, то нас сметут с этой территории, а нам больше негде содержать оленей. Мы уже пять раз меняли место. Дальше уходить некуда.
Семья даже наняла адвоката, чтобы отстаивать свои интересы. Земляков поддержал вице-спикер Думы ХМАО, Еремей Айпин. Среди хантов фамилия Айпиных влиятельна, около ста человек в округе принадлежат к этому клану. Знатные оленеводы, как раньше говорили. Наверное, нефтяной монстр и на этот раз продавит нужное решение через администрацию, и хантов сметут. Однако звоночек прозвенел.
Раньше нефтяники откупались ящиком водки. Ну, или соразмерной (ящику водки) компенсацией. Местные жители пишут, что сто тысяч рублей за землю под разработку нефтяного месторождения нефтяная компания считала неразумно высокой тратой. Не сравнивая с тем, сколько денег даст нефть. Сравнивали не с нефтью, а с ящиком водки. Система работала. А теперь не работает.
Айпины попросили за половину своего угодья, за болото, где они согласны разрешить нефтедобычу, целых пять миллионов рублей. А вторую половину угодья очертили красной линией. Здесь, сказали, ягельный бор, и мы его не отдадим. Потому что олени едят ягель. А мы живём оленеводством. Потому что мы ханты.
Другие ханты тоже забурлили вокруг Айпиных и вопроса о земле. Сказали, что у хантов есть право на самоопределение. И решили поставить вопрос ребром на Всемирной конференции ООН по правам коренных народов.
А мы немного поговорим о поэзии. Русские националисты — большие поэты. У них есть красивые поэтические образы: Россия для русских, Россия — русский дом и так далее. Отрицательным персонажем прекрасной русской поэтики выступает Кавказ, который хватит кормить. Такой дуализм получается: с одной стороны Россия, с другой Кавказ.
А ханты? Ханты тут где? Или, например, манси? А якуты и Якутия? Или вот ещё — Карелия. Давайте пока оставим Кавказ, ну его, надоело. Отгородим колючей проволокой и заживём спокойно. А с Якутией как быть? Если Россия для русских, то для кого Якутия? Если Якутия — часть России, значит, Якутия тоже для русских? А для якутов что? Россия — русский дом. А где карельский дом? Или карел пусть остаётся без дома? Где дом для ханты и манси? Или всех отделить? И Якутию отделить? Так ведь некоторые якуты не против.
Некоторые ханты тоже не против. И уже открыто вспоминают о своём праве на самоопределение. Они считают, что земля, из которой мы качаем себе нефть, и все за счёт этой нефти живём, это их, хантов, земля. Представляете? И нефть, получается, их, хантов. А не русских, например. И они сами хотят решать, качать или не качать. Деньги? Засуньте себе в задницу ваши деньги. Вы денег дадите три копейки, а изгадите землю на миллиард. И потом, ягель. Ягель ханты ни за какие деньги не смогут купить. А без ягеля олени умрут. А без оленей умрут ханты.
Превратятся в бездомных «мигрантов», поедут к вам в город посуду мыть, а вы, русские, будете хантов обливать помоями и кричать, чтобы грязные ханты убирались вон из вашего чистого русского дома. А наш, хантов дом, будет стоять загаженный вашими нефтепромыслами, а олени все будут мёртвые. Зачем нам такое будущее? Поэтому, дорогие русские нефтяники, скатертью дорога в большую Россию, в русский дом. Бурите свои скважины у себя под Москвой. Мы же не ведём свои оленьи стада к вам в Московскую область. Зачем нам Московская область? Там ягеля нет. А у нас в Югре есть и ягель, и нефть. И мы сами решим, что с этим делать. Будете вы кормить Кавказ, не будете кормить Кавказ — это ваше с Кавказом дело. Хотите кормите. Только не за наш счёт. Мы, ханты, не хотим кормить ни Кавказ, ни вас. Давай, до свидания.
Какие наглецы эти ханты! Хотя, с другой стороны, их возражения против российской нефтедобычи вполне согласуются с логикой сепаратного национализма, которую продвигают и наши, «русские» (лучше называть их «узкие», они не русские, ибо русский широк, а они узки; узкие — вот их определение) националисты. Вот только с этой, с северо-восточной стороны, на проблему «своего дома» узкие националисты не смотрят. Смотрят только на юг, на Кавказ. Отделить, хватит кормить, и так далее. Им кажется, что проблема национальных отношений у нас только в том, кто на московских и питерских рынках будет торговать овощами.
Но Россия — это не только Питер, Москва и Кавказ. Чепуха всё это — Питер, Москва, Кавказ. Перхоть. Настоящая мощь России там, за Уралом. Главные богатства русской земли на востоке, а не в Москве. Надо понимать это. Москва светит не своим светом, а отражённым. Москва отражает Сибирь, как луна отражает свет солнца, но тёмной ночью капитализма не видно источника света и богатства, видны только шулеры и торговые посредники. Метр земли в Москве стоит несметных богатств потому, что Москва владеет Сибирью, Дальним Востоком, землями хантов, манси, якутов, ненцев и прочих. Не было бы Сибири, ничего бы не стоила Москва. Ни копейки не давали бы за московские земли. Никто бы в Москву не ехал полными поездами, чтобы за москвичами дерьмо убирать.
А в Сибири тоже живут русские, но они немного другие. Или даже очень другие. Сибиряки. Вы поговорите с сибиряками о концепции «Россия для русских» в том смысле, что Сибирь — это только для русских, русский дом. Можете почувствовать некоторое напряжение: для каких конкретно русских Сибирь? Для тех, которые в Москве дизайнерами работают? Нет. Зачем им Сибирь? Они отморозят здесь свои нежные ягодицы. Сибирь — для сибиряков.
Или, если хотите, давайте посмотрим на юг. Увидим Кубань, Краснодарский Край, места богатые, плодородные, с приятным климатом, имеющие выход к морю. Давайте скажем кубанцам, что Краснодарский Край теперь будем называть русской краснодарской республикой, и будет она домом только для русских. Опять непонимание: для каких именно русских? Это для вас, для москвичей, что ли? Да ну. Лучше мы назовёмся казачьей кубанской республикой. Потому что мы, конечно, русские. Но не москвичи, а кубанские казаки. И есть, знаете ли, разница.
Мы все больны москвоцентризмом. Мы не понимаем, какие процессы идут на огромных пространствах нашей страны, где живут разные немодные народы, такие, как ханты. Мы упёрлись в стенку: Кавказ, иммигранты, гастарбайтеры из Азии. Ерунда всё это, дорогие мои, ерунда. Узкие националисты не способны понять, что какой мерой они отмеряют другим, такой же мерой будет отмерено и им. И ответ придёт не с шумного, но пустого Кавказа и не от бесправных азиатских рабов, а с Кубани или Сибири. Сюрприз!
Принципы сепаратизма, которые провозглашают узкие националисты, могут распространиться на «незапланированные» территории и народы. И трудно будет по-человечески объяснить хантам почему, если Москва — для москвичей, родовая земля хантов — не для хантов, а тоже для москвичей. Трудно будет объяснить манси, хакасам, эвенкам и юкагирам, что русский делает на их земле. Раньше русский строил школы, больницы, учил и лечил, кормил, поил (не только спаивал), возил в университеты, помогал народному творчеству, спасал от любой беды и во всём вёл себя как старший брат. И брал нефть, брал газ, алмазы, меха, лес, всё брал, но для общего блага. Это было понятно. А теперь русскому надоело, русский ни о ком не заботится, русский не хочет быть старшим по общежитию, русский хочет жить в своём отдельном русском доме. Пожалуйста. Но почему тогда русский продолжает приходить и брать нефть, газ, алмазы, меха, лес и всё что найдёт?
Что им скажут узкие националисты? Можно, конечно, продолжать брать силой. Ведь ханты и манси слабы, малочисленны. Можно администрацией и армией задавить. Можно даже всех аборигенов уничтожить. Но тот, кто такое сотворит, будет уже не русский. Русский так не делал, это все помнят. Русский — значит справедливый.
Ранее на данную тему:
24.11.2013 01:18:23